Общественная дискуссия

Опубликовано в журнале «Православная беседа» 02/2012

Агеев А.И.Линия фронта проходит через сердце

— Александр Иванович, одно только перечисление Ваших званий, должностей, обязанностей (которое отнюдь не исчерпывается приведённой выше справкой) занимает страницу печатного текста. В сфере Ваших профессиональных интересов экономика, философия, политика, история, а также футурология, просветительство, журналистика, редакционная, литературная и издательская деятельность… А Вы сами как определили бы главное направление Вашей жизни? Что для Вас является самым важным?

— Стяжание Духа Святого…

— Этим ответом Вы сразу ставите точки над i, заявляя о себе как о человеке православном и церковном. Расскажите о Вашем пути в Церковь. Ваше воцерковление шло от семьи или началось в зрелом возрасте?

— На свет я появился в год хрущёвских гонений на Церковь. Крещён в младенчестве. Духовная атмосфера в семье была глубоко христианской. Без показной набожности, но «с законом внутри». Палитра принципов, которые мама в нас без малейшего назидания воспитывала прежде всего своей самоотверженной жизнью, сводилась, по сути, к соблюдению заповедей в любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах. В одной из её любимых поговорок: «Начинайте не с «я», а как Вы», легко разглядеть известное золотое правило. Книга архимандрита Тихона о «несвятых святых» именно о таких людях. Маме сейчас почти 90 лет; она поражает окружающих своей светозарной теплотой, любовью, неиссякаемым желанием помочь во всём нам, своим близким. Глубоко волнует её судьба нашего Отечества, в котором от всей души хочет увидеть лад.

Читать далее >>>


Журнал "Однако" №10 (119)

Социальная ответственность бизнеса

 

 

 

 


Ханс-Хеннинг Шредер: Задача политики — влиять на выбор экономической модели

Когда речь заходит о социальной ответственности бизнеса, всегда есть соблазн сказать, что бизнес сам по себе не предполагает решения социальных задач, а если и занимается ими, то это лишь добрая воля отдельных предпринимателей. Однако социальная ответственность коммерческого сектора является маркером гораздо более серьезных вещей, а именно той модели общества, которую этот бизнес выстраивает вокруг себя и считает оптимальной. О том, как философия ведения бизнеса связана с экономическими моделями и политикой, с профессором Хансом-Хеннингом ШРЕДЕРОМ, автором исследований и публикаций о политической ситуации в России в германском фонде «Наука и политика», побеседовала в Берлине обозреватель отдела экономики журнала «Однако» Маринэ Восканян.

Читать далее >>>


Муравьи против стрекозМаринэ Восканян: «Муравьи против стрекоз»

Вопрос о моральности экономики сводится к выбору хозяйственной модели

Социальная ответственность бизнеса чаще всего понимается как вопрос о том, что еще «в нагрузку» к своей основной деятельности по приумножению прибыли компания готова делать для работников и шире — для общества, окружающей среды, культуры и т. п. На Западе социально ответственным быть модно, а не быть теперь уже некомильфо. А кое-где и противозаконно: появившиеся некоторое время назад стандарты отчетности для корпораций по социальной ответственности сначала соблюдались добровольно, а теперь в ряде стран являются уже обязательными.

Парадоксальным образом самыми масштабными программами по социальной ответственности занимаются именно те транснациональные корпорации, которые являются олицетворением типичной капиталистической экспансии и служат традиционной мишенью критики антиглобалистов, — это например, McDonalds, нефтяные гиганты Shell и BP или производитель табачной продукции British American Tabacco. Неудивительно, что при всем масштабном пиаре социальных инициатив крупных компаний — будь то образовательные и культурные программы для своих работников, помощь больным или детям-сиротам, забота об экологии, благотворительность в сфере искусства — все это воспринимается как полезное для бизнеса улучшение имиджа или в самом лучшем случае как филантропические причуды руководства. Конечно, нельзя недооценивать пользы этих программ, но такая социальная ответственность, по большому счету, не более чем разменная монета для «умиротворения» общественности и государства. Причем на сегодняшний день порядком затертая. В 90-е годы известный сатирический роман Thank You for Smoking (в русском переводе «Здесь курят») американского писателя Кристофера Бакли был посвящен как раз внутренней кухне взаимоотношений табачной компании и фанатичных борцов за принуждение к социальной ответственности, где обе стороны замечательно соревнуются между собой по степени фальши и цинизма. Сегодня для корпораций даже с куда более безопасными товарами все это абсолютно рутинно, включено в бизнес-планы и может стать поводом для остроумной социальной критики не больше, чем стандартный бухгалтерский отчет.

Читать далее >>>


А.Агеев: «Творчество, озаренное идеалами»

Этика предпринимательства: архаика или футурология?

В современной России стали актуальны дискуссии на тему «этики православного предпринимательства». Все три слова, не говоря об их сочетании, — из глубокого советского понятийного подполья. Частное предпринимательство всего лишь чуть более 20 лет перестало считаться уголовным преступлением. Тогда же была остановлена государственная дискриминация религиозности. Этике повезло чуть больше, она заслуживала даже научной специализации, правда, зажатой с одной стороны принципом партийности, с другой — атеизмом.

Сегодня статус словосочетания пусть и иной, но отнюдь не беспроблемный. Предпринимательство как способ творческой организационно-хозяйственной деятельности в общественном мнении не стало заслуживающим надлежащего доверия и почтения. Хотя объем разного рода предпринимательских доходов превышает доходы населения в форме зарплаты, распределение его внутри класса собственников, которые по большей части выполняют и функции управляющих, явно патологично. Оно в пользу очень узкого круга, не превышающего нескольких тысяч семей. Учтем основной в постсоветскую эпоху источник этих доходов — приватизация, несправедливая, нечестная и часто незаконная, а затем присвоение природной и статусной рент. Добавим масштаб оттока капитала из страны, накопленный и текущий. И получим ясную картину фокусов озабоченности предпринимательского класса. Стоит ли в этом контексте удивляться, что 9 из 10 наших граждан не считают крупные состояния достойно нажитыми?

Читать далее >>>


Михаил Делягин: «Химера, именуемая совестью», и ее практическая ценность

Этичность и ответственность бизнеса как компенсаторные механизмы в несправедливом обществе.

Бизнес — это машинка для извлечения прибыли. Все остальное — второстепенные детали. Вы можете расписать танк под хохлому или под гжель, можете увить его розами или украсить двумя дюжинами полуобнаженных «девушек «Плейбоя» — танк от этого не изменится: он останется грозной боевой машиной, предназначенной для эффективного уничтожения живой силы и техники на поле беспощадного боя. Бизнес может ходить во фраках или зипунах, рассуждать о высоких материях или ковырять в носу, коллекционировать классическую живопись или пойманных на себе блох — его суть от этого не меняется. 

И законы, и государственное регулирование, и колоссальный аппарат насилия и принуждения нужны обществу прежде всего для того, чтобы направить неукротимую алчность бизнеса, его жажду и умение беспощадно и эффективно выжимать прибыль из всего, что попадается ему на глаза, в безопасном, а в идеале и полезном для всего общества направлении.

И это совсем не простая задача, решение которой даже в самых законопослушных обществах, как вам подробно разъяснит почти любой практик государственного управления, отнюдь не сводится к уточнению писаных законов.

Читать далее >>>


София Докука: Социальная ответственность как высшая стадия капитализма

Ориентированная на общество политика компании может стать эффективной экономической стратегией.

Для большинства жителей западных государств социальная ответственность бизнеса включает в себя заботу о сотрудниках компании, их благосостоянии и профессиональном развитии, участие в социальных государственных программах, работу по улучшению экологической ситуации и многое другое. При этом, участвуя в решении социальных задач разного уровня, компания не только «делает мир лучше», но и приобретает положительную репутацию у государственных органов, потребителей продукции, бизнес-партнеров, да и собственных сотрудников.

Читать далее >>>

Православный календарь

Среда, 13 декабря 2017 г. (30 ноября ст.ст.)
Седмица 28-я по Пятидесятнице
Апостола Андрея Первозванного (62)
День памяти святых:
Свт. Фрументия, архиеп. Индийского (Ефиопского) (ок. 380).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмч. Иоанна Честнова пресвитера (1937).

Рождественский (Филиппов) пост.
Браковенчание не совершается в продолжение Рождественского (Филиппова) поста.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: 2 Тим.4:9-22 Ев.: Лк.20:1-8
Псалтирь:
На утр.: - Пс.70-76; Пс.77-84; Пс.85-90 На веч.: - Пс.119-133