23 января 2015 в рамках XXIII Международных образовательных Рождественских чтений по Направлению «Церковь, государство, общество» состоялась конференция «Взаимодействие науки и религии в обеспечении духовного суверенитета России», приуроченная к 275-летию со дня смерти русского математика и зачинателя отечественной системы образования Л. Ф. Магницкого.

Конференция прошла в Институте экономических стратегий Отделения общественных наук Российской академии наук (РАН) (Москва, Сретенский бул., 6/1, стр. 1, офис 4).

 

Организаторы конференции:

  • отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества;
  • Институт экономических стратегий отделения общественных наук Российской академии наук (РАН);
  • Центр Магницкого при мужском монастыре Нило-Столобенская пустынь (полное название — «Тверская региональная общественная организация «Верхневолжский духовно-просветительский центр «Наследие Селигера» им. Леонтия Филипповича Магницкого»);
  • Исторический факультет ФГБОУ ВПО «Московского педагогического государственного университета»;
  • Центр молодёжных программ и проектов (ЦМПП).

 

Председатель конференции — иерей Роман Богдасаров (заместитель председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, руководитель Службы по взаимодействию с общественными организациями).

Сопредседатель конференции — Агеев Александр Иванович (генеральный директор Института экономических стратегий РАН, президент Русского биографического института, д.э.н., профессор).

В конференции приняли участие 38 человек. Было заслушано 12 докладов.

Конференция «Взаимодействие науки и религии в обеспечении духовного суверенитета России»

Конференция «Взаимодействие науки и религии в обеспечении духовного суверенитета России»

Конференция «Взаимодействие науки и религии в обеспечении духовного суверенитета России»

 

Тезисы доклада Григория Евгеньевича Исаева «Своеобразие русской религиозной философии» – участника конференции «Взаимодействие науки и религии в обеспечении духовного суверенитета России» в рамках XXIII Международных Рождественских чтений. Направление «Церковь, государство, общество» (23 января 2015 года, Москва, Институт экономических стратегий РАН).

Фундаментальная парадигма русской религиозной философии состоит в онтологическом единстве бытия и блага. Особенность русской религиозной философии заключается в стремлении к достижению единства внутренних сил (чувства, воображения, мысли, воли, чувственных восприятий) человека. Религиозный опыт родится в одухотворенном сердце, – в виде любви к Богу. В отличие от немецкой метафизики русская философия творчески создавала свою метафизику, где на первом плане стояла уже не «бесконечная сторона духа», а духовно-душевная конкретность человека, обладающего живым знанием (органическим единством чувственного опыта, разумного постижения и мистической интуиции) для познания истинного смысла бытия. Таким образом, русская ментальность базируется на содержательном обнаружении в явлении того, что есть сущность. Познавая религиозный феномен в его проявлениях, в том числе экзистенциальных, перед нами открывается возможность некоторого «схватывания» «сущего в себе». В этом процессе сходятся экзистенциальность и интенциональность восприятия, выражению которого служит экзистенциально-феноменологический дискурс, предполагающий обусловленность теоретической (или когнитивной) позиции исследователя его жизненной позицией, обусловленность мышления образом жизни человека. Русскому духу присуще стремление к всеобъемлющей конкретной целостности и высшей религиозной ценности – святости. Категории «священное» принадлежит особая роль в изучении религий: именно она связывает проблематику религиоведения с проблемами философии и теологии и тем самым преодолевает узкоспециальные научные границы. Исследование феноменологии «священного» побуждает религиоведов обратить внимание на содержание религиозного опыта. Истолкование и обоснование религиозного опыта актуализирует тему взаимоотношений философии и религии, соотношения веры и разума. В отличие от трансцендентальной феноменологии, носящей всецело интеллектуальный характер, исихастский опыт целостного видения понимается как единство опыта интеллектуального видения мира, очищенного в актах редукции сознания, и экзистенциального опыта преображения человека, при условии невозможности постичь Бога рациональным способом и несводимости целостного опыта созерцания только к сущностному опыту интеллектуальной интуиции.

Отсюда пристальное внимание к философской реконструкции православной традиции, данной в исихастском духовном опыте «умного делания» – непрестанной молитвы Иисусовой, являющей благодатную силу Божию, яркий тому пример, подвижническая жизнь выдающегося русского филолога и философа, монаха Андроника (Алексея Федоровича Лосева (1893 – 1988), автора научного исследования «Избранные труды по имяславию»).

Призвание человека – стать личностью: раскрыть Божий замысел о себе, преумножить заложенные таланты и стяжать смиренномудрие в сердце своём. И тогда в какой-то степени преобразится мир к лучшему! Ибо одухотворённая Божественной благодатью человеческая душа, добровольно исполняя волю Бога Вседержителя, самобытно, интуитивно, в меру ограниченных возможностей, материализует в своей земной жизни «трансцендентный идеал небесного совершенства».

Русская религиозно-философская мысль, преображённая учением о Нетварном Свете афонских исихастов, отличается интуитивным чутьём «идеала». Отсюда стремление русского народа к соборно-иерархической гармонии (в главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь) в государстве, к одухотворённому единству содержания в многообразии форм общественной жизни, в которой каждый человек способен стать личностью.

23 января 2015 года.

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Четверг, 16 июля 2020 г. (3 июля ст.ст.)
Седмица 6-я по Пятидесятнице
Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского, всея России чудотворца (1652)
Мч. Иакинфа (108)
День памяти святых:
Свт. Фотия, митр. Киевского (1431). Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II). Мчч. Мокия и Марка (IV). Прп. Александра, обители "Неусыпающих" первоначальника (ок. 430). Свт. Анатолия, Патриарха Константинопольского (458). Прпп. Анатолия (XII) и другого Анатолия затворника (XIII), Печерских. Свт. Василия, еп. Рязанского (1295). Блгвв. кн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Прп. Иоанна и Лонгина Яренгских (1544-1545). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Прп. Никодима Кожеезерского (1640). Прмчч. Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских.
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Прмчч. Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских (переходящее празднование в воскресенье после 27 июня). Сщмч. Антония, архиеп. Архангельского (1931). Обре́тение мощей сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (2005).
Браковенчание не совершается.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: 1 Кор.3:18-23 Ев.: Мф.13:36-43
Псалтирь:
На утр.: - Пс.91-100; Пс.101-104 На веч.: - Пс.105-108