31 января 2012 года прошло заседание дискуссионного клуба Всемирного Русского Народного Собора и Совета по Градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов по теме: «Культурно-историческое наследие и архитектурный облик Москвы как факторы цивилизационной, государственной и общенациональной идентичности», в котором принял участие Президент Клуба Православных Предпринимателей Александр Агеев.

Обсуждавшиеся вопросы:

  1. Целесообразность переноса государственных учреждений  и организаций за пределы г.Москвы
  2. Следует ли объединять Москву и область в единый столичный Федеральный Округ?
  3. Кто будет определять символику и архитектурный облик новой Москвы?

В обсуждении участвовали известные российские архитекторы и общественные деятели.

Заявление совместного заседания дискуссионного клуба ВРНС и Совета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов по теме «Культурно-историческое наследие и архитектурный облик Москвы как факторы цивилизационной, государственной и общенациональной идентичности»

Древние постройки Москвы по мере переживания исторических событий превращаются в артефакты культуры, без которых немыслимо самоопределение отдельного человека и общества в целом. Это здания общественные, жилые, ансамбли и вся столица в целом как квинтэссенция политической и культурной жизни страны. Москва  является материализованным компонентом цивилизационной, государственной и общенациональной идеи России. В ХIV веке, в борьбе за освобождение от татаро-монгольского ига, в процессе собирания русских земель, Москва стала ядром кристаллизации геополитического и социокультурного пространства России.  Роль столицы как исторически сложившегося символа особо выявляется в минуты опасности, при угрозе потери национальной независимости – во времена Смут, Отечественных войн, или  утраты своей культурной самобытности – как сейчас. Всё, что работает против образа Москвы, против накопленного столетиями политического и  социокультурного капитала, может послужить разрушением  соборного единства народов России.

Поэтому любые предложения по переносу столичных функций из исторического центра Москвы в область или в другой город нуждаются в проверке с тщательным анализом всего комплекса возможных последствий. Такой перенос таит опасность разрыва традиции, отказа от преемственности сложившейся веками государственности. Перенос столицы в относительно молодых странах,  в совершенно иных природных, исторических и экономических условиях Нигерии, Бразилии,  Танзании, Кот д’Ивуара  не может быть примером для России. Для нас куда более значителен  пример, когда сразу после объединения Германии в 1990 году столицу вернули в Берлин как символ воссоединения немецкого народа и возрождения общегерманского государства.

Издревле в русских городах главные духовные и властные структуры, культурные и иные ценности размещались в укреплённом центре. За столетия сформировался узнаваемый облик Кремля, символизирующего единство многонациональной страны, и шире, цивилизации России. Кремль и Красная площадь –  музейно – туристический объект,  духовно-религиозный и государственный центр, как Пражский Град, лондонский Вестминстер и др., и резиденция власти, как Округ Колумбия в Вашингтоне. Поэтому нельзя содержание столь значимого для страны пространства сводить  лишь к музейно-туристической и развлекательной функциям.

Исходя из этого, участники дискуссии призывают  сохранить сложившийся комплексный высший статус столичного Центра как уникального места, в древнем сакральном пространстве которого потверждается  цивилизационная идентичность государства, а власть обретает свою легитимность и преемственность. Вызывает тревогу  возможность десакрализации исторического Центра в результате предполагаемой продажи ряда знаковых зданий (МИД, Белый дом и др.) и их перепрофилирования под  офисы и гостиницы. Подобные действия могут негативно сказаться на образе и политическом престиже столицы.   Это учитывают в странах, где воспитание патриотизма и идеологическая политика приоритетны. Никому в голову не приходит превратить правительственные здания Вашингтона в музеи или перепрофилировать в гостиницы, а Округ Колумбия объявить эксклюзивной территорией туризма и развлечений. Многочисленных туристов  привлекают именно места, где работают президент и другие представители власти, где решаются проблемы страны и мира.

Участники дискуссии считают важным условием разрешения  кризисных проблем Москвы  объединение города и области в федеральный столичный округ с особым статусом. Однако на сегодня Московский регион, где обретается до 20 миллионов населения, перегружен, и продолжает расти, изымая  людские и финансовые ресурсы у пустеющей провинции. Поэтому участники дискуссии констатируют необходимость освободить Москву от  излишних функций, не свойственных, необязательных  для столицы. К ним можно отнести функции промышленного, торгового и товарно-транзитного, а также финансового центра, центра «делового администрирования» (сопровождения, а de facto – офисного обслуживания частного бизнеса), транспортного, таможенного и логистического узла, развлекательного центра и пр. Отметим, что в таких столицах, как Вашингтон, Берн, офисы крупных бизнес-структур не располагаются. Ряд необязательных функций – научных и образовательных – прочно вошли в ткань жизни Москвы, их уже не изъять без больших потерь. Но нельзя освобождать Москву от ее главной функции – столицы евразийской державы, функции, сложившейся за века, прочно закрепившейся в сознании народов России. Необходимо превратить столичный регион из «пылесоса», перекачивающего огромные финансовые и трудовые ресурсы страны, в реальный центр гармоничного развития, что не равнозначно «устойчивому росту» экономики и территориальному расширению. Участники дискуссии предлагают провести анализ проектируемого расширения Москвы как части общего плана приоритетного развития мегаполисов за счёт уничтожения малых городов, которые издревле были и остаются остовом сельской структуры России. Такие «революционные» инновации, нацеленные на обслуживание «открытой экономики» и международных финансовых потоков, нужно оценивать не только с позиций сиюминутной выгоды, но и на соответствие культурно-историческому генотипу цивилизации России, с учётом угроз её идентичности, культурной и  продовольственной безопасности и  долгосрочных экономических потерь.

Последовательный перевод излишних функций в другие города позволит преодолеть диспропорции в развитии регионов, организовать в них новые рабочие места, разрешить проблемы занятости, миграции, повышения уровня жизни, общего сбалансированного расселения по стране,  будет способствовать  возрождению малых городов и сел, сельского хозяйства. Такой подход послужит снижению социальной напряженности, укреплению стабильности, устойчивому развитию России.

Участники дискуссии констатируют, что  историко-архитектурное наследие столицы – это непреходящая ценность. В градостроительном развитии Москвы должен доминировать культурно-исторический императив: сохранение святынь, сложившихся ансамблей, улиц, природно-исторических ландшафтов – реальных носителей общенациональной идеи. Это является стратегической задачей всего общества, требует федерального финансового обеспечения, ответственности и воли руководства страны, какие бы политические силы она не представляла.  Такая позиция учитывает интересы всей страны, для которой Москва  и в ХХI веке должна оставаться  политической, духовной и культурной столицей России.

В основе резолюции – положения статьи «Москва – лицо России, материализованный компонент общенациональной идеи» арх. М.Н.Гурари, историк Н.С.Лащенко в сб. «Национальная идея России» Москва Научный эксперт 2011

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Воскресенье, 17 февраля 2019 г. (4 февраля ст.ст.)
Неделя о мытаре и фарисее
Прп. Исидора Пелусиотского (ок. 436-440)
Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238)
Прп. Кирилла Новоезерского (1532)
Соборы святых:
Собор святых Пермской митрополии.
День памяти святых:
Мч. Иадора (III). Сщмч. Аврамия, еп. Арвильского (ок. 344-347). Прп. Николая исп., игумена Студийского (868). Прпп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмч. Мефодия, еп. Петропавловского (1921); сщмчч. Евстафия Сокольского, Иоанна Артоболевского, Александра Минервина, Сергия Соловьева, Иоанна Алешковского, Александра Соколова, Николая Кандаурова, Алексия Княжеского, Николая Голышева, Алексия Шарова, Александра Покровского, Аркадия Лобцова, Бориса Назарова, Михаила Рыбина, Николая Поспелова, Алексия Лебедева, Андрея Беднова, Димитрия Кедроливанского, Иоанна Тихомирова, Петра Соколова пресвитеров, прмчч. Серафима Вавилова, Феодосия Бобкова, прмцц. Рафаилы Вишняковой, Анны Ефремовой, Марии Виноградовой, Екатерины Декалиной и мчч. Иоанна Шувалова, Василия Иванова, Димитрия Ильинского, Феодора Пальшкова и Димитрия Казамацкого (1938).

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На утр.: - Лк.24:12-35 На лит.: - Ап.: 2 Тим.3:10-15 Ев.: Лк.18:10-14
Псалтирь:
На утр.: - Пс.9-16; Пс.17-23