Ответы Александра Агеева на проектообразующие вопросы, утвержденные на многопартийных общественных слушаниях Общественного Комитета “За честные выборы!” 03 ноября 2011 г.

http://www.komitet2005.ru/main.php?ID=644211&ar2=10&ar3=100

1.1. Какая роль, место и предназначение России в мировой системе?

АА: Россия – великая мировая держава, правда с несбалансированными факторами мощи. Мы занимаем 4 место в мире, уступая по интегральной мощи сегодня США, ЕС, Китаю. Великих держав в мире мало. Все они играют свою незаместимую роль. У России она многообразна. Это энергодержавность и другие ниши в мировой экономике (космос, оружие, ядерная энергетика, транспорт, наука, кадры). Это роль в ООН и влияние на ряд международных головных болей. Особая роль России сегодня – сохранение и развитие себя как уникальной цивилизационной общности. Это невозможно без мощной духовной экспансии ввысь и вширь.

1.2. Какая главная долгосрочная цель для России? 

АА: Сбережение и преображение народа России. Его всеобъемлющее оздоровление. Все остальное – условия и факторы достижения этой цели. Восстановление мощи и цивилизационного единства Русского мира – следствие успеха в достижении главной цели – преображения.

Этот вопрос связан с предыдущим вопросом о предназначении России. Поскольку желательно ставить приоритетную цель с учетом своего предназначения в мире. Например, зайчику не нужно ставить себе цель, которую может поставить для себя дельфин. Поскольку у них разная роль, место и предназначение в мире.

В качестве ответа на вопрос можно использовать следующую формулировку: стратегическая цель Российского государства – восстановление мощи и цивилизационного единства исторической Святой Руси, Русского мира.

Она дана в разделе 1.13 “Принципы стратегии”. В книге “Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы”.

1.3. Какая предлагается общая модель устройства России?

АА: Нынешнее устройство России отражает сложившийся в 90-е годы социальный порядок. Он несправедлив в настоящем, неперспективен для будущего, безответственен к прошлому историческому опыту.
Главное для формирования новой общей модели устройства – снятие этих свойств. Оно произойдет в любом случае. Путь социального катаклизма был бы чрезмерной платой за нынешнюю смесь порочности одних и наивности других наших сограждан.

1.4. Какая государственная система управления (ГСУ) нужна России? Кто и каким образом формирует и контролирует деятельность основных органов ГСУ?

АА: это слишком общая и умозрительная постановка вопроса. Нам реально требуются развитые институты народовластия. Это более широкая сеть деятельности, нежели масса НКО. Речь идет о движении к множеству проектно ориентированных субъектов и развитых платформах их коммуникаций. Исключительно важна для нас судебная система. В сложившейся исторической ситуации движение к идеалам народовластия будет нуждаться в мудром авторитаризме. До императора, монарха страна должна дозреть.

2. Предполагаемый план действий. Самая общая характеристика текущего момента как исходного. Какие наиболее значительные проблемы стоят перед Россией? Какую проблему нужно решать в первую очередь?

АА: Характеристика сложившейся в России ситуации в главных аспектах сводится к следующему.

1. В современной России сложилась крайне опасная для ее национальной безопасности ситуация. С одной стороны, растет осознание большей частью населения страны подлинных причин накопления клубка проблем, ведущих страну к дальнейшей деградации. Это прежде всего сохранение курса на экспортно-сырьевой характер экономики и как следствие – ее уязвимость от неподвластных стране факторов; несправедливость распределения результатов экономического роста и усиление бедности половины населения страны на фоне глубокой коррупции; высокие межрегиональные различия; демографический и мировоззренческий кризисы. C другой стороны, очевидно желание сверхбогатой части общества, включая и часть влиятельных государственных чиновников и управленцев, законсервировать сложившийся социально-экономический порядок.

Как следствие этих двух причин – усиливается заинтересованность подавляющего большинства общества в смене курса социально-экономического развития в пользу социальной справедливости, восстановления промышленности и укрепления суверенитета страны. Сложившаяся ситуация увеличивает вероятность разрешения клубка накопившихся проблем через революционную стихию. Социальная и политическая дестабилизация как неизбежное следствие такого революционного взрыва угрожает целостности страны и ее существованию как суверенного государства. Однако и для полноценной работы по преобразованию страны пока нет ни достаточной компетентности, ни надлежащей солидарности, ни должного доверия к руководящим институтам власти.

2. Одной из важнейших угроз для российского социума является комплекс серьезных духовно-нравственных патологий (алкоголизм, наркомания, коррупция, преступность), важнейшей причиной которого является отсутствие ответственной национальной политики в этих ключевых областях социальной жизни. При этом социальные группы, не заинтересованные в возрождении страны и распоряжающиеся практически всеми необходимыми инструментами консервации сложившегося режима, препятствуют подлинным инновациям, установлению социально-справедливого состояния страны и духовно-нравственному оздоровлению народа.

3. На внутренние проблемы развития России в последние два десятилетия накладываются проблемы международного характера: обострение мировых энергетической, сырьевой, продовольственной, экологической и валютно-финансовой проблем в сочетании с внутренними проблемами способны в ближайшие годы резко усугубить и без того сложную ситуацию в стране.

Ключевые стратегические проблемы – это вырождение нации, поляризация населения страны, кризис здравоохранения, дефицит жилья, культура собственности, криминализация, ограниченность экономического суверенитета и т.д.

Предполагаемый план действий может быть выражен организационно-институциональными аспектами реализации стратегии преображения России, как мы это видим.

  1. Для практической реализации предлагаемых мер по созданию и претворению в жизнь стратегии преображения России необходимо создание распределенного национального стратегического центра (НСЦ) для организации разработки, глубокого профессионального обсуждения, принятия государственной стратегии развития России, а также контроля ее этапного исполнения.
  2. В дополнение к НСЦ необходимо создание государственно-общественной системы долгосрочного прогнозирования, стратегического планирования и национального программирования. Учитывая морально-нравственное состояние современного российского чиновничества, необходимо эффективное подкрепление этой системы мерами по повышению ответственности государственных служащих (особенно высшего управленческого звена), а также по созданию системы непрерывного мониторинга реализации принимаемых программ с учетом стратегических рисков, опирающихся на новейшие методологии и технологии прогнозирования, а также на институты общественного контроля.
  3. Создание стратегии должно опираться на проведение энергичного и конструктивного пересмотра ключевых законодательных актов и механизмов, ограничивающих суверенитет России и создающих условия для проведения недопустимой и опасной социально-экономической политики, прежде всего в области использования природных ресурсов России, денежно-кредитной политики, налогообложения доходов и имущества.
  4. Параллельно с предлагаемыми мерами должна быть разработана программа развития институтов гражданского общества, которые должны стать связующим звеном между государственными институтами и обществом, служить инструментом их диалога и взаимодействия для достижения консенсуса в решении поставленных целей и задач. Именно институты гражданского общества должны разъяснять широким слоям населения суть всего происходящего, предлагаемых мер и изменений, а также доводить до сведения власти и государственных институтов отношение населения к этим изменениям и проводимым реформам. Они также призваны контролировать соответствие действий власти поставленным целям и задачам в интересах народа.
  5. В числе институтов гражданского общества необходимо развивать сеть религиозно-социальных институтов, содействующих усилению роли и позиций Русской Православной Церкви, обеспечивающих конструктивные отношения сотрудничества с другими традиционными религиозными институтами в законодательных институтах, экспертизе законопроектов, влияющих на решение ключевых национальных проблем, духовно-нравственное и социально-экономическое состояние общества, содействующих оздоровлению предпринимательского климата в стране. Уникальный потенциал для этой работы имеет Всемирный Русский Народный Собор, под эгидой которого могло бы происходить развитие подобных инициатив.
  6. Учитывая сложившийся и нарастающий отрыв в формирования правового поля России от традиционных для России базовых восточнохристианских ценностей, целесообразно организовать работу над созданием Социального учения Православной Церкви, которое бы во многом способствовало формированию прочного научного и религиозно-социального фундамента для законотворческой деятельности в России. При этом предполагается в качестве базового отправного документа использовать принятые на Архиерейском соборе в 2000 году “Основы социальной концепции РПЦ”.
  7. Важной формой практической реализации задач по духовно-нравственному возрождению и Преображению России, в которой должны найти отражение результаты работы по формированию Социального учения Православной Церкви, является разработанная в начале XXI века российскими учеными долгосрочная Программа религиозно-социальных мероприятий “Христианство-2000”, рассчитанная до 2033 года – юбилейного года 2000 летия возникновения новозаветной христианской Церкви – единой колыбели европейской цивилизации (западной и восточной).

Реализация данной программы позволит связать долгосрочные задачи стратегического развития России с задачами, ориентированными на длительную перспективу – до конца XXI века, и придаст всей Стратегии Преображения России возвышенный духовно-нравственный смысл.

3. Самооценка авторами предлагаемого проекта. Значение предлагаемого проекта для России. Возможность его осуществления, движущие социальные и политические силы.

АА: Главное в проекте “Стратегия Преображения” – перевод дискуссии о стратегии развития страны в сакрализированное пространство, а также синтез расчетов параметров стратегических рисков с ценностной матрицей России. Данный Проект явно понимает преждевременность и пагубность дебатов и решений прежде, чем сложилось понимание общих смыслов общих дел.

В проекте сформулирована цель и способы её достижения: консолидация вокруг идеала Преображения – это путь для активных сил и личностей. Практические приложения этого идеала необъятны, требовательны и щадящи к каждому, в зависимости от уровня совершенства. Для общества, пораженного множеством патологий, важна максимально широкая перспектива поэтапного оздоровления.

Для верующих эта перспектива связана с осознанием и вчувствованием в способ связи с Богом, для атеистов – с большим набором стратегий личностного совершенствования, для всех – с развитием новых коммунитарных технологий и общностей, а главное – с творчеством.

Преображение без творчества невозможно. Пространство творчества необъятно. И строго говоря, стратегический выбор сегодня – между вектором умирания, потребительства и разнообразного иждивенчества и вектором преображающего творчества.

Основные движущие силы. Среди социальных образований, которые могут активно способствовать или препятствовать реализации Стратегии преображения, следует выделить следующие:

  • органы государственного управления;
  • деловое сообщество – предпринимательские структуры и их общественные объединения;
  • научное и культурно-творческое сообщество;
  • средства массовой информации;
  • молодежь;
  • институты гражданского общества;
  • институт семьи;
  • российская диаспора.

Особая роль принадлежит духовенству традиционных конфессий.

Эти общности по своему составу, интересам и мотивациям весьма разнородны. В их среде есть:

  • элиты, принимающие решения по кругу вопросов в рамках своей компетенции;
  • активисты (не обязательно из состава элиты), которые могут иметь свои взгляды, в том числе оппозиционные, относительно целей и путей преобразования страны, а также располагают возможностями влиять на общественное мнение и поведение руководства;
  • маргиналы, не имеющие своего мнения и легко поддающиеся чужому влиянию;
  • лица, безразличные к общественной жизни, для которых главной ценностью является собственное благополучие.

У каждой из перечисленных категорий есть свои причины, чтобы способствовать или сопротивляться предполагаемым преобразованиям в стране.

В любом случае сегодня следует признать отсутствие ясной картины конфигурации сил, сориентированных на развитие страны с опорой на духовно-нравственное Преображение.

Исключительно важную роль в преобразованиях в России играло государство. Как только оно уклонялось от этой своей миссии, становилось заложником “высших классов” и проводило политику в их интересах, в стране накапливалась масса проблем и противоречий. Они разрешались или путем “реформ сверху”, или через социальные революции.

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Пятница, 20 октября 2017 г. (7 октября ст.ст.)
Седмица 20-я по Пятидесятнице
Мчч. Сергия и Вакха (290-303). Свт. Ионы, еп. Ханькоуского (1925)
День памяти святых:
Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV). Прп. Сергия Послушливого, Печерского (ок. XIII). Прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (1514).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмч. Николая Казанского пресвитера (1942).
День почитания икон Божией Матери:
Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (1524).

Постный день.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: Флп.3:8-19 Ев.: Лк.7:31-35
Псалтирь:
На утр.: - Пс.134-142; Пс.9-16 На веч.: - Пс.119-133