Интервью с А.В.Посадским, экпертом ЦСКП, Директором Центра российской политической культуры Смольного Института РАО.

Вопрос: В качестве тем, обозначенных для обсуждения, была выделена тема социального капитализма. Совместим ли на ваш взгляд социальный капитализм  с принципами консервативной идеологии?

Ответ: На этот вопрос не так просто ответить. Необходимо четко определиться в терминах. Понятия «капитализм», «социализм», «социальная рыночная экономика» сегодня имеют множество трактовок. Очень легко в них запутаться. Давайте начнем с того, что теоретики социального рыночного хозяйства (имеются ввиду германские ордолибералы Фрайбургской школы Вальтер Ойкен и Франц Бём, а также Мюллер-Армак, Рёпке и другие) говорили о хозяйственном порядке (Wirtschaftsordnung), формирующимся государством. Экономический конкурентный порядок (Wettbewerbsordnung) целенаправленно созидается посредством государственных мер. Речь идет о рыночной экономике. При этом наряду с хозяйственным можно говорить о порядках политическом и правовом. Все эти порядки находятся в отношениях взаимозависимости  (интердепенденции) и могут быть рассмотрены как части общественного порядка. Получается, что рыночный порядок является включенным в социальный.

Вспомним известное высказывание Рёпке: «Рыночная экономика в полностью атомизированном, пролетаризированном и массовизированном обществе представляет собой нечто иное по сравнению с рыночной экономикой в обществе с широким распылением собственности, устойчивыми источниками средств существования, здоровой социальной структурой и богатством истинных сообществ, дающих человеку опору (семья, община, соседство, профессия, религиозно-духовные общества), с противовесами для рыночно-ценовых механизмов, с индивидами, у которых есть корни и чье существование нельзя оторвать от естественных жизненных опор…».

С данной позиции, социальный порядок не может быть сведен к рыночному. Более того, эффективность рыночного порядка определяется нерыночными принципами и институтами. Поглощение рыночным порядком социального недопустимо. Оно приведет к разрушению благ рыночной экономики и деструктивным изменениям в общественной жизни.

Рыночное общество, рыночная цивилизация никак не могут быть самоцелью. Выходит, защита эффективной рыночной экономики может быть не связана с апологетикой общества, где все отношения между людьми подчинены логике рыночных отношений. Более того, в подобном типе общества развитая рыночная экономика невозможна.

Вопрос: В каком же социальном порядке рыночная экономика будет наиболее эффективной?

Ответ: Совершенно очевидно, речь идет о социальном порядке, сформированном на основании консервативных ценностей. Тот же Рёпке говорит о корнях, семье, солидарности, религии, то есть о консервативных ценностях. Рыночный порядок является эффективным, когда общество пронизано ими. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает социальный порядок на основании консервативных ценностей, включение, вовлеченность, «заброшенность» ценностей в экономическую жизнь. В обществе без них рыночный порядок легко может подчинить общественный.

Вопрос: Вы говорите о социальном рыночном хозяйстве, когда рыночный порядок включен в социально-консервативный. А можно ли говорить о социальном капитализме?

Ответ: Снова проблема в терминах. Теоретики социального рыночного хозяйства были жесткими критиками т.н. «чистого капитализма». Чистый капитализм может обернуться монократией интересов капитала, односторонним эгоистическим накоплением прибыли субъектами экономики, находящимися в привилегированном положении. Господствующие экономические позиции здесь могут принадлежать меньшинству, охваченному эгоистическим стремлением к максимизации прибыли, что приводит к социальной конфронтации.

Рыночное хозяйство не может быть однозначно отождествлено с чистым капитализмом. Чистый капитализм является лишь одной из форм рыночного хозяйства, и притом формой весьма противоречивой. Серьезный недостаток  чистого капитализма состоит в монополизме, угрожающем принципу свободного рынка, заключающемся в установлении экономической диктатуры. Чистый капитализм может обернуться капитализмом олигархическим, который будет препятствовать промышленному прогрессу, приведет к  деиндустриализации.

Почему то принято помнить о том, что теоретики социального рыночного хозяйства критиковали социалистическое хозяйство за гипертрофированное планирование. Но еще больше они критиковали капиталистическую экономику, капитализм  Laissez faire, не допускающий наличие элементов государственного регулирования, неспособный к защите конкуренции от власти монополий и не создающий условий для  поддержки социально незащищенных слоев населения. Если под капитализмом подразумевается исключительно система Laissez faire, то речь может идти только о критике капитализма.

Вопрос: А если допустить вариативность форм капитализма?

Ответ: Можно говорить об экономическом порядке, основанном на свободе и ответственности, интенсивном развитии промышленности, защите конкуренции от монополий, порядке рукотворном, в создании которого принимает участие государство посредством продуманной политики (Ordnungspolitik), координирующей интересы субъектов экономики во имя общественных интересов.

При этом речь идет об альтернативе чистому капитализму. Кто-то называет этот порядок «капитализмом» (если допустить вариативность форм капитализма), а кто-то даже «социализмом» (если допустить вариативность форм социализма и оставить догматическую трактовку социализма). Представляется, более верно назвать такой порядок социальной рыночной экономикой.

Вопрос: Вы упомянули о рукотворном порядке. Речь идет о государственном вмешательстве в экономическую жизнь?

Ответ: Государство целенаправленно формирует, сохраняет и развивает рыночный порядок через Ordnungspolitik. Через систему государственных мер он поддерживается и совершенствуется. Государство охраняет конкуренцию, решительно противостоит монополизации.

Вопрос: Как далеко может простираться государственный интервенционизм?

Ответ:  Теоретики социального рыночного хозяйства много говорили о макроэкономическом планировании, призванном направлять частные интересы к общей цели. Такое планирование не упраздняет механизмы рынка, но органично их дополняет.  

Однако будучи последователями методологического индивидуализма Г.Риккерта, они не стремились найти вечные нормы сочетания рыночного принципа и планирования. Нельзя упускать из вида неповторимость индивидуального. А это значит, что границы зоны государственных мер определяются в зависимости от конкретной ситуации и при некоторых обстоятельствах (например, условия военного времени) они могут быть сильно расширены, а могут быть и, напротив, сужены.

Вопрос: Развивались ли в России концепции близкие западным?

Ответ: В рамках школы «возрожденного» естественного права. Близкие идеи можно обнаружить в творчестве П.И. Новгородцева, а также плеяды мыслителей, находившихся под его влиянием ( П.Б.Струве, Б.П.Вышеславцев и др..). Социальный порядок опирается на культурные ценности, ценности консервативные. Рыночная экономика адекватно работает лишь будучи погруженной в ценностный контекст. Рыночный порядок предполагает сильное государство с ярко выраженной социальной функцией, выбор в пользу регулируемой рыночной экономики. Последняя подразумевает сочетание свободы рынка с элементами государственного вмешательства в рыночные процессы, основанного на принципе солидарного участия, оптимальном сочетании социальной солидарности и экономической эффективности. При этом совершенно очевидно, что близость логики отечественных и западных интеллектуалов обусловлена их консервативными взглядами на общественную жизнь.

Источник: http://www.cscp.ru/news/11320/

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Понедельник, 26 июня 2017 г. (13 июня ст.ст.)
Седмица 4-я по Пятидесятнице
Мц. Акилины (293)
Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370)
День памяти святых:
Мц. Антонины (ок. 284-305). Прп. Анны (826) и сына ее Иоанна (IX). Прпп. Андроника (1395), Саввы (XV), иконописцев Московских. Прп. Александры Дивеевской (1789).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмч. Алексия Архангельского пресвитера (1918); мц. Пелагии Жидко (1944).

Петров (Апостольский) пост.
Браковенчание не совершается в продолжение Петрова (Апостольского) поста.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: Рим.9:18-33 Ев.: Мф.11:2-15
Псалтирь:
На утр.: - Пс.24-31; Пс.32-36 На веч.: - Пс.37-45