Интервью с А.В.Посадским, экпертом ЦСКП, Директором Центра российской политической культуры Смольного Института РАО.

Вопрос: В качестве тем, обозначенных для обсуждения, была выделена тема социального капитализма. Совместим ли на ваш взгляд социальный капитализм  с принципами консервативной идеологии?

Ответ: На этот вопрос не так просто ответить. Необходимо четко определиться в терминах. Понятия «капитализм», «социализм», «социальная рыночная экономика» сегодня имеют множество трактовок. Очень легко в них запутаться. Давайте начнем с того, что теоретики социального рыночного хозяйства (имеются ввиду германские ордолибералы Фрайбургской школы Вальтер Ойкен и Франц Бём, а также Мюллер-Армак, Рёпке и другие) говорили о хозяйственном порядке (Wirtschaftsordnung), формирующимся государством. Экономический конкурентный порядок (Wettbewerbsordnung) целенаправленно созидается посредством государственных мер. Речь идет о рыночной экономике. При этом наряду с хозяйственным можно говорить о порядках политическом и правовом. Все эти порядки находятся в отношениях взаимозависимости  (интердепенденции) и могут быть рассмотрены как части общественного порядка. Получается, что рыночный порядок является включенным в социальный.

Вспомним известное высказывание Рёпке: «Рыночная экономика в полностью атомизированном, пролетаризированном и массовизированном обществе представляет собой нечто иное по сравнению с рыночной экономикой в обществе с широким распылением собственности, устойчивыми источниками средств существования, здоровой социальной структурой и богатством истинных сообществ, дающих человеку опору (семья, община, соседство, профессия, религиозно-духовные общества), с противовесами для рыночно-ценовых механизмов, с индивидами, у которых есть корни и чье существование нельзя оторвать от естественных жизненных опор…».

С данной позиции, социальный порядок не может быть сведен к рыночному. Более того, эффективность рыночного порядка определяется нерыночными принципами и институтами. Поглощение рыночным порядком социального недопустимо. Оно приведет к разрушению благ рыночной экономики и деструктивным изменениям в общественной жизни.

Рыночное общество, рыночная цивилизация никак не могут быть самоцелью. Выходит, защита эффективной рыночной экономики может быть не связана с апологетикой общества, где все отношения между людьми подчинены логике рыночных отношений. Более того, в подобном типе общества развитая рыночная экономика невозможна.

Вопрос: В каком же социальном порядке рыночная экономика будет наиболее эффективной?

Ответ: Совершенно очевидно, речь идет о социальном порядке, сформированном на основании консервативных ценностей. Тот же Рёпке говорит о корнях, семье, солидарности, религии, то есть о консервативных ценностях. Рыночный порядок является эффективным, когда общество пронизано ими. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает социальный порядок на основании консервативных ценностей, включение, вовлеченность, «заброшенность» ценностей в экономическую жизнь. В обществе без них рыночный порядок легко может подчинить общественный.

Вопрос: Вы говорите о социальном рыночном хозяйстве, когда рыночный порядок включен в социально-консервативный. А можно ли говорить о социальном капитализме?

Ответ: Снова проблема в терминах. Теоретики социального рыночного хозяйства были жесткими критиками т.н. «чистого капитализма». Чистый капитализм может обернуться монократией интересов капитала, односторонним эгоистическим накоплением прибыли субъектами экономики, находящимися в привилегированном положении. Господствующие экономические позиции здесь могут принадлежать меньшинству, охваченному эгоистическим стремлением к максимизации прибыли, что приводит к социальной конфронтации.

Рыночное хозяйство не может быть однозначно отождествлено с чистым капитализмом. Чистый капитализм является лишь одной из форм рыночного хозяйства, и притом формой весьма противоречивой. Серьезный недостаток  чистого капитализма состоит в монополизме, угрожающем принципу свободного рынка, заключающемся в установлении экономической диктатуры. Чистый капитализм может обернуться капитализмом олигархическим, который будет препятствовать промышленному прогрессу, приведет к  деиндустриализации.

Почему то принято помнить о том, что теоретики социального рыночного хозяйства критиковали социалистическое хозяйство за гипертрофированное планирование. Но еще больше они критиковали капиталистическую экономику, капитализм  Laissez faire, не допускающий наличие элементов государственного регулирования, неспособный к защите конкуренции от власти монополий и не создающий условий для  поддержки социально незащищенных слоев населения. Если под капитализмом подразумевается исключительно система Laissez faire, то речь может идти только о критике капитализма.

Вопрос: А если допустить вариативность форм капитализма?

Ответ: Можно говорить об экономическом порядке, основанном на свободе и ответственности, интенсивном развитии промышленности, защите конкуренции от монополий, порядке рукотворном, в создании которого принимает участие государство посредством продуманной политики (Ordnungspolitik), координирующей интересы субъектов экономики во имя общественных интересов.

При этом речь идет об альтернативе чистому капитализму. Кто-то называет этот порядок «капитализмом» (если допустить вариативность форм капитализма), а кто-то даже «социализмом» (если допустить вариативность форм социализма и оставить догматическую трактовку социализма). Представляется, более верно назвать такой порядок социальной рыночной экономикой.

Вопрос: Вы упомянули о рукотворном порядке. Речь идет о государственном вмешательстве в экономическую жизнь?

Ответ: Государство целенаправленно формирует, сохраняет и развивает рыночный порядок через Ordnungspolitik. Через систему государственных мер он поддерживается и совершенствуется. Государство охраняет конкуренцию, решительно противостоит монополизации.

Вопрос: Как далеко может простираться государственный интервенционизм?

Ответ:  Теоретики социального рыночного хозяйства много говорили о макроэкономическом планировании, призванном направлять частные интересы к общей цели. Такое планирование не упраздняет механизмы рынка, но органично их дополняет.  

Однако будучи последователями методологического индивидуализма Г.Риккерта, они не стремились найти вечные нормы сочетания рыночного принципа и планирования. Нельзя упускать из вида неповторимость индивидуального. А это значит, что границы зоны государственных мер определяются в зависимости от конкретной ситуации и при некоторых обстоятельствах (например, условия военного времени) они могут быть сильно расширены, а могут быть и, напротив, сужены.

Вопрос: Развивались ли в России концепции близкие западным?

Ответ: В рамках школы «возрожденного» естественного права. Близкие идеи можно обнаружить в творчестве П.И. Новгородцева, а также плеяды мыслителей, находившихся под его влиянием ( П.Б.Струве, Б.П.Вышеславцев и др..). Социальный порядок опирается на культурные ценности, ценности консервативные. Рыночная экономика адекватно работает лишь будучи погруженной в ценностный контекст. Рыночный порядок предполагает сильное государство с ярко выраженной социальной функцией, выбор в пользу регулируемой рыночной экономики. Последняя подразумевает сочетание свободы рынка с элементами государственного вмешательства в рыночные процессы, основанного на принципе солидарного участия, оптимальном сочетании социальной солидарности и экономической эффективности. При этом совершенно очевидно, что близость логики отечественных и западных интеллектуалов обусловлена их консервативными взглядами на общественную жизнь.

Источник: http://www.cscp.ru/news/11320/

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Суббота, 23 января 2021 г. (10 января ст.ст.)
Седмица 33-я по Пятидесятнице
Суббота пo Богоявлении.
Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894)
Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429)
Свт. Григория, еп. Нисского (395)
Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601)
Прп. Маркиана пресвитера (V)
День памяти святых:
Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмч. Зиновия Сутормина пресвитера (1920); сщмч. Петра Успенского пресвитера (1930); сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).
Браковенчание не совершается.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Праздник: Ап.: Еф.6:10-17 Ев.: Мф.4:1-11
Псалтирь:
На утр.: - Пс.109-111; Пс.118 На веч.: - Пс.1-8