Отзыв А.П.Брежнева на доклад “Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы”.

C вниманием слушал доклад “Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы”, который представил на расширенном заседании Клуба православных предпринимателей, генеральный директор Института экономических стратегий РАН Агеев Александр Иванович.

Доклад одобряю и поддерживаю. Автор привлекает для обоснования своих мыслей и рассуждений богатый материал, цифры, документы, при этом он владеет как никто другой поистине блестящей эрудицией. С глубокой болью он приводит многочисленные факты упадка нашего общества, безбожности интеллигенции, ее безнравственности, ее жадно-интеллектуальной всеядности, ее ренегатства, ее сервилизма, так сказать, “неразборчивости в связях” с атеистическим Левиафаном. Автор – беспокойный русский человек, он поставил себя на место нерва всех современных событий, и стремится изменить ситуацию в лучшую сторону, преобразить и защитить духовность России. При этом он с горячим сочувствием говорит о нынешнем тяжелейшем духовном, моральном и имущественном положении общества. О его вероятном бесславном конце под пятой “будущих железных рептилий”.

Эта боль докладчика, это сочувствие понятны, ибо возможный исход интеллигенции в небытие не определит ли и возможную гибель нашей великой национальной культуры, то есть гибель самого домашнего очага нашего многострадального народа? Ведь хранительницей, данного очага и выступает, по сути, интеллигенция. И Александр Иванович Агеев является достойным ее представителем с большой буквы. Я имею в виду интеллигенцию подлинную, интеллигенцию действительно национальную.

Его доклад заставляет задуматься. Но что есть подлинно национальная интеллигенция? Убежден; интеллигенция, уверовавшая в Того, Кто есть Истина и Жизнь, уверовавшая я увидевшая Его в Церкви Его, увидевшая Его и пришедшая к Нему во Его Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Ну а поскольку подлинных интеллигентов ныне становится все I
больше и больше, то даже во мгле последних времен брезжит лучик
надежды. И я как внимательный слушатель, ознакомившись с замечательным докладом Агеева, все же слышу сквозь неотложное преображение и модернизацию нашего общества, не голос осуждения, окрашенный тоном самодовольства, а голос любви.

Александр Агеев не хочет, чтобы мы были только слушателями о Преображении, он желает, напротив, нам самим взойти на гору святую и быть самовидцами Божественного величия Спасителя нашего. Преображение Господа есть одно из самых восхитительных для духа и сердца зрелищ: свидетель тому Петр, хотевший навсегда остаться на Фаворе. Кроме того, происходящее на Фаворе с Спасителем, при всем величии своем, не чуждо всем нам, ибо и каждого христианина, по слову Апостола, ожидает преображение от славы в славу. Поскольку же преображение наше должно совершиться не по другому какому-либо образцу, а по образу Преображения Господня, то как не желать увидеть в лице преобразующегося Господа образ будущего собственного преображения? Вот в чем заключается квинтэссенция все доклада Александра Агеева, его покоряющая мудрость. Агеев так и говорит нам: Преображение только по образу Преображения Господня, а в лице преобразующегося Господа мы увидим образ будущего собственного преображения! И далее в докладе звучит мысль бойким святым ручейком: никто до самой смерти не должен отчаиваться своего спасения, а потому необходимо себя всегда понуждать на исправление, и сколько бы раз ни пришлось впасть в грех, столько же раз надо спешить и встать покаянием. Итак приидите, уготовим себе взыти на гору Божию святую.

Но как взойти на гору, находящуюся от нас в таком отдалении? Как увидеть то, чего уже там теперь нет? Автор отнюдь не разумеет чувственного видения, когда приглашает нас зреть славу Преображения Господня. Дух человека может переноситься всюду и во все времена – быть с тем, что давно минуло, видеть многое, что сокрыто от очей телесных: и такое видение может быть для внутреннего человека нашего еще действительнее и благотворнее, нежели видение очами телесными. К подобному-то духовному восходу на Фавор для созерцания там Преображения Господа приглашает нас Александр Иванович Агеев!

Но такой восход и такое видение, по самому существу своему, требует духа чистого и возвышенного, мысли легкой и парящей, сердца свободного от греховных уз. Чей дух подавлен плотию, кто в плену у страстей, омрачен похотями, покрыт прахом сует – тот часто не видит и того, что находится пред очами телесными, не слышит, что говорят ему в уши, забывает все окружающее, даже самого себя. Такому ли человеку возноситься духом на Фавор? Такому ли видеть Моисея и Илию? Слышать глас Отца, свидетельствующего о Сыне? Фавор – место святое, святее купины Моисеевой и Синая: чтобы взойти на него, надобно иззуть сапоги от ног /Исх. 3,5/, оставить у подошвы его все греховное: тут место одной вере Петра, одной любви Иоанна, одному упованию т и терпению Иакова. То есть, по Агееву, решаясь на преображение и модернизацию вовне, ты должен быть сам в этом плане величайшей духовной личностью. Человек идущий на то, что предлагает Агеев, должен быть глубоко верующим христианином, да и вся команда, коллектив единомышленником, предпринимателей и ученых такими же удивительными верующими. Об этом говорит и Святейший Патриарх Кирилл”: Знал это и апостол Петр, потому что и в его время было точно так же и христиане, принявшие крещение от рук апостольских, нередко подвергались соблазнам и искушениям и за бывали и свое звание, и свое избрание. И потому не случайно апостол апеллирует к самому факту Преображения Господа, чтобы еще и еще раз сказать о том, что слово Христово – это слово Божественное. Оно выше всяких интеллектуальных соблазнов, оно дает человеку полноту бытия, в которой и обретается подлинное и непреходящее счастье. С этим счастьем невозможно сравнить никакое удовлетворение плоти- физическое или интеллектуальное.

Эти слова апостольские ныне звучат с особой силой, потому что сегодня перед нами множество соблазнов и искушений, достаточно обратиться к тому, что предлагает нам современная массовая культура, к тем стереотипам жизни, которые предлагают нам средства массовой информации, и можно ясно осознать ту бездну, которая отделяет Божественную проповедь, великий спасительный идеал от этих скоропреходящих человеческих искушений.”

В целом весь доклад Агеева направлен на защиту Православия. Это очень важно понять. И здесь Агеев в унисон перекликается со Святейшим Патриархом Кириллом, который говорит, что сегодня защита Православия это защита России. Каждый русский должен понимать, что Православие есть часть его достояния и его чаши.

“Сегодня защищать Православие, – говорит Святейший Патриарх Кирилл, – значит особым образом свидетельствовать о Христе и о Его истине. Достаточно включить телевизор, чтобы понять, куда направлено основное течение. Пять-семь часов ежедневно наши современники проводят около телевизора и в лучшем случае только два часа в неделю – в храме. Защищать Православие – это значит противостоять этому вызову, за которым стоят сегодня мощнейшие средства массовой информации. По мысли Его Святейшества, так и по словам Агеева в докладе, Церковь и ныне призвана предупреждать об опасности “широкого пути, ведущего в погибель”, и направлять людей к “узким вратам, которые ведут в Царствие Небесное”.

Однако недопустимо сводить задачи Церкви к “фольклору” и, подобно ветхозаветным фарисеям, “оцеживать комара” /см.: Мф. 23,24/, требуя от современного человека формального исполнения внешних предписаний. “Речь не идет о странном для современного человека консерватизме, который связывает Православие с точным следованием неким субкультурным моделям. «Сегодня защищать Православие, – говорит Святейший,- означает уметь идти против течения и помогать людям вставать рядом с собой, выдерживать все удары этого течения».

Все это требует огромного мужества и силы духа. Все это требует от нас отстраненности от материальных благ, способности в любой момент этими благами пожертвовать. Ничто не должно порабощать наше сердце. Тогда мы будем действительно воинами Христовыми.

Кроме ценностей неразменных, ценностей неразрушаемых, в нашем народе нет никаких иных ценностей, которые сегодня бы его объединяли, Поэтому сегодня защита Православия – это защита России. Защита Православия – это защита исторической Руси. Защита Православия – это защита человека от грозной опасности разрушения души и тела.

В этом Святейший Патриарх Кирилл и Александр Агеев едины и солидарны. Христианскими, добрыми созидательными помыслами проникнут весь доклад Агеева. И здесь также Александр Агеев солидарен со Святейшим Патриархом Кириллом. Приведу лишь несколько строк Святейшего: “Знаете, что для меня самое важное? Самое важное – чтобы верующие люди научились мотивировать свои поступки в личной и общественной жизни христианскими побуждениями. Если это произойдет, у нас будет другое общество и другой мир. Из нашего общества уйдет коррупция, уйдут разврат, нечистота, обман, стяжательство – все то, что надрывает человеческую душу. В каком-то смысле это моя мечта, но многие реальные проекты начинаются с мечты. Я очень хотел бы, чтобы эту мечту разделили со мной все”.

И в первую очередь, эту мечту Святейшего разделяет Александр Иванович Агеев. Ведь полное церковное возрождение не за горами, оно рядом – второе Крещение Руси, на основе всего этого и построен весь доклад профессора Агеева.

Кто-то скажет: «А можно ли в такое краткое время, какое остается, условно скажу , до «утра», произвести все, что содержится в докладе Агеева, и тем самым произвести внутри общества, столь великую перемену?»

Может быть, невозможно совершить все направления доклада в короткое время, а ведь все важное и доброе, хочется, чтобы совершилось как можно быстрее. Однако все совершается быстрее, по благословению Его Святейшейства и под Его Покровом, попечительством. Ведь рядом с ним благодать Святого Духа. Она всегда при нас и в нас, коль скоро мы начинаем думать о Боге. Тем более она поможет нам, когда мы решимся обратиться всецело к Богу.

Доклад глубоконравственен, совестлив. Образец совестливости. Ведь если мы, практикуем подавление голоса совести, то мы разрушаем нравственное начало. Православие, апеллируя к совершенно конкретным идеям, апеллируя к человеческому разуму набором конкретных истин, помогает человеку сохранить в рабочем состоянии свое нравственное чувство. А главным предназначением православия является сохранение в рабочем состоянии своего нравственного чувства.

Мне кажется, как и всякое обсуждение, доклад допускает изменения, дополнения. Однако нравственность, совестливость доклада, мне кажется та созидательная крепость, на которой держится этот смиренно-мудрый, тщательно написанный доклад, призывающий к христианскому подвигу. Никто не смог до Агеева написать или выразить словами такой доклад.

И радоваться надо! Во веки слава Тому, Кто дает Себя Самого, и Святое Естество Свое приводит в единение с душами христианскими!

Брежнев Александр Петрович, лауреат Государственных премий им. Максима Горького и Андрея Платонова, член Союза писателей России

 9 мая 2011 г.

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Вторник, 26 сентября 2017 г. (13 сентября ст.ст.)
Седмица 17-я по Пятидесятнице
Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335)
Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Сщмч. Корнилия сотника (I)
День памяти святых:
Мчч. Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237). Мчч. Селевка и Стратоника (III). Мчч. Макровия, Гордиана, Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (320). Сщмч. Иулиана пресвитера (IV). Прп. Петра в Атрои (IX). Вмц. Кетеваны, царицы Кахетинской (1624) (Груз.).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмчч. Стефана Костогрыза, Александра Аксенова пресвитеров и Николая Васюковича диакона (1937).
Браковенчание не совершается накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: Еф.2:19-3:7 Ев.: Мк.11:11-23
Псалтирь:
На утр.: - Пс.46-54; Пс.55-63 На веч.: - Пс.64-69