Шире, выше и дальше…

Опубликовано 08.04.2011

Отзыв на доклад «Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы» Г.Г.Малинецкого, вице-президента Нанотехнологического общества России, вице-президента Клуба инновационного развития Института философии РАН, профессора.

В России сейчас нет последовательной, эффективной, научно обоснованной политики ни в одной сфере жизнедеятельности. Многие сферы оказались в ситуации цунгцванга – каждый шаг, предпринимаемый правящей элитой России, ухудшает положение народа страны и Государства Российского. Страна стремительно идёт к распаду – социальному, территориальному, региональному, культурному, образовательному, духовному.

Политики нет, так как не сформулирована стратегия. Не дан ответ на вопрос, какой мы хотим передать страну нашим детям и внукам.

Стратегия отсутствует, поскольку не осознаны, не сформулированы, не поняты и приняты обществом национальные интересы.

Проблема национальных интересов связана с тем, что нет картины желаемого будущего. Россия остаётся «расколотой цивилизацией» – около половины граждан ощущает себя советскими людьми, треть готова быть «американцами» второго и третьего сорта, а верхушка элиты ощущает себя «транснационалами», «новыми кочевниками», «гражданами мира».

В ситуации тяжёлого кризиса, который переживает Россия, жизненно необходимо согласовать активность и векторы интересов представителей разных социальных групп на основе общего видения будущего, нового большого проекта для России.

Это требует, с одной стороны, объективной и трезвой оценки коридора возможностей страны, этноса, цивилизации. Это, в большой степени, дело исследователей, предмет междисциплинарного анализа. С другой стороны, необходима рефлексия смыслов, ценностей, образа желаемого будущего, осознание духовных, культурных, политических основ развития мира России. И это дело не только политиков, а общества в целом.

В докладе сделана глубокая и интересная попытка рассмотреть и предложить своё видение и того, и другого круга проблем.

Следуя Л.Н.Толстому, можно сказать, что в любом произведении (в том числе, вероятно, и в докладе), надо любить его главную мысль. На мой взгляд, в этой работе – их две.

Мир России – уникальная самодостаточная цивилизация, находящаяся в глубоком кризисе, однако имеющая достаточно духовных, культурных, социальных и материальных ресурсов, чтобы этот кризис преодолеть, начать активную созидательную деятельность и занять достойное место в мире XXI века.

В основе всех взлётов в тысячелетней истории народа было следование системообразующим принципам нашей цивилизации.

  • Духовное выше материального.
  • Общее выше личного.
  • Справедливость выше закона.
  • Будущее важнее настоящего и прошлого.

По-видимому, триада духовность соборность справедливость (синтез интуитивного, рационального и эмоционального начал) в гораздо большей степени отражает вектор развития мира России, чем известная уваровская триада «самодержавие православие народность».

Самые большие сомнения и вопросы, связанные с докладом, вызывают привязка и монополизация духовной сферы православием или блоком «традиционных религий».

Религия, как форма общественного сознания, как «духовные скрепы» (по выражению выдающегося историка В.О.Ключевского) действительно удержали Россию от распада 400 лет назад в годы Смутного времени, однако более, чем сомнительно, что это возможно сейчас. Вливание нового вина в старые мехи имеет слишком большие риски и слишком мало шансов на успех.

Модернизация и преображение, итогом которых должно стать «Стяжание Духа Святого», по-видимому, не будет понятно и принято в качестве «принципа стратегического управления развитием» в XXI веке многими гражданами России.

По-видимому, наступивший век будет веком самоорганизации гораздо более широких общностей, чем представители отдельных конфессий. Вспомним идею «плавильного котла» – основу сборки американского народа, концепцию «новой исторической общности – советского народа» – основу Советской цивилизации, адекватные реалиям XXI века.

Да и сейчас России, как воздух, нужны идеологии, образы, символы, которые бы в большой степени связывали, а не разделяли людей по национальным, конфессиональным, территориальным квартирам.

При всём интересе к мусульманским банкам и православному банкингу замечу, что Христос, в соответствии с библейскими текстами, выгнал менял из храма. С другой стороны, в XIX и на рубеже XX века в российском предпринимательстве ключевую роль играли представители старообрядчества – Морозов, Третьяков, Кокорев, Мамонтов и многие, многие другие, придерживающиеся более жёстких нравственных правил, чем другие купцы и промышленники.

Молчанием обойдён важнейший вопрос – какой социальный строй наиболее приемлем и эффективен для задач модернизационного прорыва и взлёта России в XXI веке. Более, чем сомнительно, что таковым строем в эпоху научно-технических революций окажется капитализм с его «священным правом частный собственности». Напомню, что на долларах, выходящих из под американского печатного станка, написано «In God we trust», но мало кто сомневается, что эпоха капитализма подходит к концу.

Выходя в социальное пространство, на мой взгляд, и РПЦ следовало бы определиться в отношении капитализма и социализма. Если протестантская этика, мораль и отношение к человеку являлось духовной основой развития капитализма на Западе, то христианские идеи, на первый взгляд, гораздо ближе к социалистическим идеалам.

Говоря о духовных основах, авторам стоило бы определить свою позицию по отношению к ценностям Модерна и Постмодерна. В частности, важны отношение авторов к ценностям «Свобода. Равенство. Братство» и их трактовка этих ценностей.

Полагаю, что следовало бы пересмотреть последний, 12-й пункт выводов, заключающий документ: «12) усиление позиций Русской православной Церкви и других традиционных религиозных институтов в законодательных институтах, при экспертизе законопроектов, влияющих на решение ключевых национальных проблем, духовно-нравственное и социально-экономическое состояние общества, предпринимательский климат». Напомню библейское: «Богу – богово, кесарю – кесарево …». В многонациональной, многоконфессиональной стране, в светском государстве излишнее участие представителей духовенства в государственных и общественных делах представляется и недальновидным, и опасным как для самой Церкви, так и для общества в целом. Уроки вековой давности, неподобающее отношение к церкви и её институтам, царившее в значительной части русского общества на рубеже XX века, это наглядно показывают. Очень важно не повторить сделанных тогда ошибок.

Агрессивное проникновение некоторых религиозных деятелей в российскую армию, в систему среднего и высшего образования, в науку, в государственные СМИ, в политическую жизнь, а сейчас и в сферу предпринимательства, несёт не только приобретения, но и весьма большие издержки. Думаю, что позиция РПЦ и поддерживающий его части общества должна быть более глубоко продуманной и взвешенной.

Теперь несколько слов о том, чего в обсуждаемом интересном, важном и полезном документе, к сожалению, нет.

– По данным социологических опросов сейчас около 75% граждан России хотели бы покинуть страну. Они не видят перспектив у Российской Федерации и своего будущего у себя на родине. Произошла «катастрофа будущего». Было бы очень важно переломить это неверие в России у большинства населения страны. Необходим яркий, наглядный, привлекательный образ будущего. Именно специалистам Института экономических стратегий, привлекаемых им экспертам, Международной академии исследований будущего, авторам журнала «Экономические стратегии» эта задача была бы по плечу. К сожалению, в представленном докладе она не решена.

– Мир России будет развиваться не в «безвоздушном пространстве», а в активном и тесном взаимодействии, в столкновении или диалоге с другими цивилизациями. От этого очень многое зависит. К сожалению, этот очень важный круг вопросов остался за рамками доклада.

– Возможно, следовало бы указать источники той статистической информации, особенно той, которая не согласуется с данными, приводимыми в Государственных докладах … Например, по оценкам авторов доклада убийств в России гораздо больше, чем самоубийств (по официальным данным почти вдвое меньше). Оценка потерь в результате природных и техногенных аварий в размере 3-7% ВВП также требует обоснования. Этот список может быть продолжен, поэтому указание источников было бы очень полезно. Ведь небольшие неточности могут породить большое недоверие.

Полагаю, что стоило бы указать на то, что важным инструментом парирования рисков может и должна стать Национальная система научного мониторинга опасных явлений и процессов в природной, техногенной, социальной сферах. Эта идея была выдвинута в 2002 году Институтом прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН и поддержана девятью другими институтами Академии. Она легла в основу программы снижения стратегических рисков, разработанной в РАН и согласованной с рядом заинтересованных ведомств, но отвергнутой Правительством РФ. Очевидно, катастрофы последних лет должны были убедить и российское общество, и правящую элиту, и правительство в необходимости такого проекта.

На мой взгляд, важнейшей, объединяющей общество инициативой могла бы стать деколонизация образования, науки, культуры, обретение национальной независимости в этих важнейших сферах жизнедеятельности. Именно на этой основе и может начаться Преображение и Модернизация. Это может стать основой для Общего Дела, для самоорганизации здоровых сил российского общества, для всех, кто верит в Россию.

Доклад является тем пробным шаром, который позволит увидеть, насколько активной и конструктивной будет позиция РПЦ в решении социальных, экономических и духовных проблем, с которыми столкнулся народ России.

Или она займет активную принципиальную позицию. Или она будет следовать императиву, прекрасно сформулированному Никитой Михалковым, считающим, что всякая власть от Бога, а культура всегда при власти (впрочем, за точность не поручусь – вероятно, опять исказили завистники великого режиссера, клеветники, блоггеры или те бесы, которых он неустанно гоняет), как не раз бывало в прошлом. Думаю, что результаты выбора, который будет сделан, мы скоро увидим.

Очень удачной представляется связка «модернизация – преображение», положенного в основу доклада. Отлично определён жанр документ «Доклад для обсуждения».

Хотелось бы пожелать авторам доклада успехов и выразить надежду на то, что обсуждение позволит улучшить документ, развить его идеи, более ясно очертить контуры будущего России. И будущее, и надежда, и угрозы, прежде всего, в душе человека, в готовности к Общему Делу, к сверхусилиям, которые потребует Модернизация. Надеюсь, что со временем доклад станет значимой вехой в общественном сознании, важным шагом на пути к Преображению.

Г.Г.Малинецкий

02.04.2011

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Среда, 28 июня 2017 г. (15 июня ст.ст.)
Седмица 4-я по Пятидесятнице
Свт. Ионы, митр. Московского, всея России чудотворца (1461)
Прор. Амоса (VIII до Р.Х.)
День памяти святых:
Мчч. Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Мч. Дулы Киликийского (ок. 305-313). Иеронима Блаженного,Стридонского (419-420). Августина Блаженного, еп. Иппонийского (430). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (X). Мч. Лазаря, блгв. кн. Сербского (1389). Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (ок. IX). Свт. Ефрема II, патриарха Сербского (после 1399). Обретение мощей прмчч. Григория и Кассиана Авнежских (1524). Прп. Дулы страстотерпца, Египетского (V).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмч. Амоса Иванова пресвитера (1919).

Петров (Апостольский) пост.
Браковенчание не совершается в продолжение Петрова (Апостольского) поста.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: Рим.11:2-12 Ев.: Мф.11:20-26
Псалтирь:
На утр.: - Пс.70-76; Пс.77-84 На веч.: - Пс.85-90