Экспертное заключение на доклад КПП «Преображение и модернизация:  духовные начала, цели, риски и шансы»  профессора А.Н.Райкова, директора аналитического агентства “Новые стратегии”.

Документ не оставил меня равнодушным. Работа разительно отличается от множества стратегий, написанных разными коллективами в последнее время, особенно провозглашенных представителями либерально-экономического крыла.

Вопросы в работе поставлены системно, чувствуется искреннее желание авторского коллектива улучшить российскую действительность, спасти нашу страну от надвигающейся, судя по всем известным цифрам, катастрофы. Бумага читается влет, захватывает воображение. Актуальность, важность и самозабвенность авторов сомнения не вызывает. Вызывает сомнение тональность и эффективность документа. Будет ли он услышан и кем?

Авторы взывают к духовности. Однако документ явно написан людьми от науки. Но духовность и наука – это разные вещи. Наука оперирует словами, логикой и знаниями. Духовность же сильна молчанием, трансцеденцией и верой. В науке важны доказательства, но все, что в науке доказано, в реальной жизни может быть опровергнуто. И духовная вера начинается там, где заканчиваются научные знания. Авторы же пытаются через логику развить духовность. Это все равно, что клеткой пытаться поймать воздух!

В документе важен вопрос религии. Известно, что все религии имеют три аспекта – ценности, символы и ритуалы. Ценности во всех религиях одинаковы, в них диверсифицируются ритуалы и символы. И только духовность инвариантна религиям, она стоит у истоков конфессий. Ей десятки тысяч лет, ведические практики появились несколько тысяч лет назад, религии – только пару тысяч. Духовность строит храм всех религий. В работе же о взаимодействии различных религий – только в двух местах и вскользь, об организации взаимодействия власти с разными религиями – ни слова. Где же целостность?

Не очень понятен субъект обращения. Кто мотивируется к реализации стратегии? Кто будет ответственен? Ведь духовность – в отдаче, внимании и помощи. Кто в России будет свое отдавать? Те проценты супербогатых, о которых авторы говорят? Это даже не стоит обсуждать. Власть? Так авторы констатируют ее некомпетентность и коррупционность. Вместе с тем, если внимательно почитать властные стратегические документы и выбрать из них социальную сферу, предложений по развитию духовно-нравственной атмосферы получится не меньше, чем в рецензируемом документе. Ужасами же развала науки, демографии, экологии и пр. (чему значительное место уделяют авторы) – сейчас уже никого не удивишь. И, например, то, что более сотни властных стратегических документов не согласованы между собой, многим тоже хорошо известно. И кто их будет согласовывать, если 30% из них просто не найти? Известная команда экспертов из двадцати с лишним групп? Это даже не стоит комментировать. Так, кто же субъект, к кому взывают авторы?

Документ, как системный продукт, как мне показалось, взывает к справедливости интегрировано, ко всем обращается вместе. Наиболее часто встречаемое слово в документе – «должно» (и его синонимы: следует, надо, требуется). Т.е., кто-то должен нам, «борцам за духовность», что-то дать. Это искаженное коммунистическое мышление. Духовность же больше оперирует вопросом: «Чем я тебе могу помочь?». Духовность ведет каждого человека к его Центру, использует для этого различные техники: питания, гигиены, дисциплины, медитации, управления мыслями, умом, эмоциями и пр. А этот документ какими практиками оперирует?

Ну и последнее. Духовность – это, прежде всего, празднование и радость. Не случайно, по духовным канонам, точка на макушке человека – это точка радости, до которой человек добирается через практики, ритуалы и пр. Рецензируемый же документ не оставляет радости, навевает грусть. Стремление к нравственно-духовному преображению больше звучит как призыв к борьбе, что только увеличивает конфликтность в обществе. Духовность же побеждает мудростью, умелым смирением, сдачей себя: «Любовь не берет, а отдает!».

И, несмотря ни на что, СПАСИБО!

Искренне Ваш,

В День Праздника Святой Пасхи, 2011.

Проф. Александр Райков, директор “Аналитического агентства “Новые стратегии”

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Понедельник, 29 мая 2017 г. (16 мая ст.ст.)
Седмица 7-я по Пасхе
Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца (1545)
Прп. Феодора Освященного (368)
День памяти святых:
Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского (ок. 213-250). Блж. отроковицы Музы (V). Мчч. Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303). Прмчч. отцов, в Лавре св. Саввы избиенных (614). Свт. Георгия II, еп. Митиленского (IX). Прпп. Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских. Мч. Вукашина (1943) (Серб.).

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: Деян.21:8-14 Ев.: Ин.14:27-15:7
Псалтирь:
На утр.: - Пс.24-31; Пс.32-36; Пс.37-45 На веч.: - Пс.119-133