Отзыв на доклад КПП «Преображение и модернизация России» В.М. Теребихина, ведущего научного сотрудника «Центра «Наследие» имени Питирима Сорокина (Сыктывкар).

  1. Представленный для обсуждения доклад является одним из лучших проектов стратегического «человекоориентированного» «видения – преображения России» в современном российском «стратегическом рефлексивном проектном пространстве».  

 В докладе представлены исчерпывающие инновационные ответы на триалектическое единство, триаду основных традиционных российских исследовательских вопросов: «что случилось?», «кто виноват?» и «что делать?».  

    2. Наши замечания и предложения к докладу:

  • необходимо более четко «прояснить» соотношение основных категорий представленных в названии доклада «преображение» и «модернизация». Сформулированное в докладе понимание «преображения как «духовной квинтэссенции модернизации», «духовной основы стратегии развития России», по нашему мнению, «сужает» сущностный проектный, стратегический потенциал этой категории.  

По нашему мнению, «модернизация» является лишь одной из многомерных форм, факторов  Преображения России.

   Целью стратегии развития страны является многокачественнное Преображение России: духовное, гуманитарное (антропологическое), экономическое, социальное, политическое. Мы полагаем, что стратегия развития России, может номинироваться как стратегия «Преображение России» или (применяя, категорию «преображающее развитие России» использованную в докладе), «Стратегия преображающего развития России».

  • Мы полагаем, что необходима дальнейшая научная рефлексия сущностной категории доклада – «преображение».

     Соглашаясь с представленным в докладе пониманием  этой категории как, «духовной основы стратегии России», «идеей и принципом  духовного смысла изменений к лучшему в России» автор предлагает также,  рассматривать  концепт «преображение»  (глубоко укорененную в архетипах традиционной российской ментальности и русской (российской) духовной культуре категорию) в следующих смыслах:

  • как комплекс всесторонне взаимозависимых, многомерных качественных, позитивных пре(про)образований всех сфер общественной жизни с целью обеспечения устойчивого процветания России и реализации ее  цивилизационной миссии; 
  •  как процесс возрождения российской цивилизационной идентичности, реализации идентификационной сущности России, заложенных в ней многомерных потенциалов жизнеспособности;
  •  как духовно – аксиологическую, интегративно-интегральную форму российского прогресса, развития России, условие ее процветания;
  • как сложнокомпонентную, многомерную, «идеалоемкую» категорию,   обладающую системными свойствами эмерджентности, «синергийного модернизма» (Багдасарян В.Э.);
  •  как междисциплинарную, многомерную, полисемантическую, полифункциональную и одновременно интегральную категорию синтезирующую всю гамму многообразных, когерентных форм, процессов и векторов развития: пре(про)образование, возрождение, гармонизация, инновация, модернизация, трансформация,  оптимизация и др;
  • как качественно изменяющий страну и обеспечивающий ее устойчивое процветание процесс солидарной деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления, гражданского общества и граждан по преображению «сущностных атрибутов», «образующих начал страны» (С.С.Сулакшин): территории (повышение территориальной витальности), народонаселения (антропологическое, гуманитарное, духовно-нравственное преображение), государственного управления  (повышение качества власти, ее качеств и способностей, компетентности власти, качества и эффективности властвования»;
  • Концепт «антропологическое преображение», автор рассматривает как категорию, обозначающую прогрессивный, направленный, необратимый процесс позитивных качественных изменений в человеческом развитии, процесс свободного, всестороннего и гармонического развития человека. Это понимание развития человека как процесса реализации его сущности, заложенных в нем многомерных потенциалов, расширения поля человеческой идентичности.

   Антропопреображение – это сложный комплекс когерентных, взаимообусловленных, всесторонне взаимозависимых, многомерных позитивных процессов человеческого развития включающих: народосбережение, системное расширяющееся, опережающее воспроизводство и развитие человеческого потенциала:  психофизиологического, демосоциального, трудового, общественно-политического, духовного, морально-нравственного и др.), эффективное, сберегающее использование человеческого капитала, сбалансированное, устойчивое человеческое развитие,  процесс актуализации  заложенного в человеке потенциала,  развития пассионарности.

       Стратегическими целями концепции антропологического преображения являются: обеспечение расширенного воспроизводства условий для самореализации и самоактуализации, свободного, гармоничного развития физических и духовных сил человека, повышение качества населения, обеспечение перехода от «экономикоцентристской»,  «человекопотребляющей» парадигмы государственной политики – к «человекоцентрированной», «человекоразвивающей» парадигме государственного управления, перехода к политике «человекосбережения» и «человековоспроизводства»,   устойчивому человеческому  развитию.   

  • в разделе III доклада «Ключевые стратегические проблемы»  на основе синтеза представленных стратегических проблем: «вырождения нации, «криминализации» и других негативных оценок современного состояния человеческого развития: («духовно-нравственное развитие нации характеризуют серьезные патологии», «эпоха убывающей совести», «кризис здравоохранения», предлагается сформулировать следующую  интегрально-интегративную  оценку:

«Системный анализ современных антропопроцессов позволяет сделать вывод о том, что интегральной  характеристикой антропореальности и доминирующей тенденцией социоантропологической (социогуманитарной) ситуации в Российской Федерации является антропологический  (социогуманитарный) кризис.      

      Эта категория концептуализируется нами, как «интегративная и интегральная характеристика кризиса человеческого развития, как «системокомплекс» негативных флуктуаций в основных параметрах человеческого развития, системная целостность когерентных, всесторонне взаимозависимых антропокризисов: «демографического кризиса», кризиса популяционного здоровья, духовного, морально-нравственного кризиса, «тяжелого психологического кризиса» (А.Л Журавлев, Юревич А.В.), комплекса кризисов  идентичности,  кризиса  институтов, которые призваны создавать условия для процесса устойчивого человеческого развития: здравоохранения, культуры, образования, воспитания, СМИ   и,  целого ряда других.

Эта категория характеризует процесс «социоантропологической деградации» (В. Соловей), доминирование негативных антропотенденций над  позитивными.

    Наиболее выраженными (статистически измеряемыми и мониторируемыми) формами проявления антропокризиса являются: снижение качества «качеств» населения, деградация человеческого потенциала: ухудшение генофонда нации, снижение качества социально-демографического, психофизиологического, социокультурного, трудового, смысложизненного и мотивационного, «энергийного» потенциалов,  депопуляция, снижение «воли к жизни», дегуманизация  и  брутализация общественных отношений, (в том числе, и экономических), резкое повышение уровня делинквентности населения (криминогенности, наркотизации, алкоголизации, суицидальности, коррупционности, экстремизма, терроризма и др.).

  • Предлагается следующий эпиграф  для доклада:

«Преображение — это мечта, это надежда и это задание… это та программа, которую Бог дал роду человеческому, и вся наша жизнь должна быть направлена на то, чтобы преображать себя и окружающий нас мир, преображать личные, семейные, общественные отношения…».

Святейший  Патриарх Всея Руси Кирилл

    Изложенные предложения к докладу являются частью идей работы автора по проектированию концепции антропологического (социогуманитарного) преображения России. Ее суть составляет триада категорий- концепций: «антропологический кризис» (ответы на вопросы: «что случилось и кто виноват.), «антропологическое преображение России» (ответ на вопрос: что делать) и  антропополитика (ответ на вопрос «как делать»).        

     С уважением и пожеланием дальнейших творческих успехов в многотрудных делах во благо Преображения России,

Теребихин Владимир Михайлович, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник «Центра «Наследие» имени Питирима Сорокина (Сыктывкар)

24 апреля 2011 года

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Четверг, 20 июля 2017 г. (7 июля ст.ст.)
Седмица 7-я по Пятидесятнице
Прп. Фомы, иже в Малеи (X)
Прп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI)
День памяти святых:
Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской (1407). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Мч. Евангела (ок. 284-305). Мц. Кириакии (IV). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмч. Павла Чернышева пресвитера (1918).
День почитания икон Божией Матери:
Влахернской иконы Божией Матери.
Браковенчание не совершается.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: 1 Кор.7:24-35 Ев.: Мф.15:12-21
Псалтирь:
На утр.: - Пс.91-100; Пс.101-104 На веч.: - Пс.105-108