19 апреля в Государственной Думе состоялся круглый стол «Базовые ценности национальной гражданской идентичности России (нормативно-правовые аспекты)».

 

Мероприятие состоялось по инициативе фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Московского Патриархата, Межрелигиозного совета России, представители научных и образовательных организаций, представители общественных организаций и СМИ.

Первым слово было предоставлено Председателю партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководителю партийной фракции в Госдуме Николаю Левичеву. Он констатировал, что вопрос об основаниях общероссийской идентичности появился с возникновением нового российского государства. «Каких только не было на этот счет предложений – всех и не упомнишь! – считает депутат. – Наверное, всем запомнилась попытка выработать объединяющую идеологию, осуществленная при Борисе Николаевиче Ельцине. На практике это вылилось в попытки модифицировать и обновить так называемую «русскую идею». Мы долгие годы метались между евразийством, атлантизмом, европоцентризмом и азиатчиной, но видимого результата до сегодняшнего дня так и не достигли».

По мнению Левичева, отсутствие общенациональной идентичности – это беда современного российского общества, с которой надо справляться всем миром. Проблема идентичности приобретает актуальность и в связи с общей демографической ситуацией в России. «Мы видим, что изменяется этнический баланс страны на фоне сокращения русского населения, – говорит Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. – И при этом все сходятся на том, что России необходимо стимулировать приток мигрантов из стран ближнего зарубежья – это данность, с которой мы вынуждены считаться. В связи с этим востребована интеграционная политика, которая обеспечивала бы, в первую очередь, гражданскую идентичность. И только такой тип идентичности формирует и легитимирует государство-нацию, построенное на идее согражданства».

Тем не менее, тема «строительства нации», на взгляд Левичева, в течение всех двадцати постсоветских лет на высоком уровне практически не обсуждалась. «Не то, чтобы она была табуирована – скорее, как-то отходила на задний план. Может быть, представители власти от публичной дискуссии по «национальному вопросу» уклонялись сознательно отчасти потому, что не знали, что сказать. С другой стороны, мы видим, что на региональном уровне активно развивались идеологические конструкты на основе этнического и конфессионального сепаратизма. Этот процесс был востребован национальными элитами. А в последнее время мы видим, что такие латентные конфликты стали закономерно переходить из области вербальной в область реальную» – констатировал Николай Левичев.

Новая общероссийская политическая идентичность, по его мнению, должна быть связана с общенациональными интегрирующими символами, но их в современной России до обидного мало. Немаловажно и то, что современное общество «является обществом множественных идентичностей, и это зачастую загоняет нас в ловушку консьюмеризма». «Можешь считать себя готом, хоббитом, преклоняться огню, – говорит Левичев. – Мы знаем, что по итогам переписи у нас появилась такая идентификация, как «сибиряк». Однако такая «свобода самоидентификации» устраняет значимость таких общественных институтов, таких столпов, как государство, церковь и политические партии. И я бы сказал, что в этом плане и политические партии, и церковь находятся по одну сторону баррикады в деле формирования гражданской идентичности».

В конце своего выступления Николай Левичев подчеркнул, что «какими бы альтруистическими мотивами мы не руководствовались, если мы не будем формировать правовую культуру, гражданское самосознание, патриотическое воспитание, если мы не будем работать в области политического образования и нравственного совершенствования, то и задача создания общегражданской нации вряд ли разрешится».

Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в своем выступлении отметил, что общие ценности нужно определять на основе представлений , которые есть у большинства населения страны. «Не нужно изменений сознания, переламывания через колено, – заявил священник. – Долгосрочная политика должна опираться на ценности, которые близки большинству населения страны. Нужно не придумать, а выявить ценности». Он рассказал, что на Всемирном русском соборе, который состоится в мае этого года, будет представлен список базовых ценностей, который составляется представителями РПЦ в рамках дискуссий с общественными организациями и политическими партиями. «Список претерпевает изменения, – сообщил Чаплин. – В нем нет и не может быть богословского языка, он предлагается верующим и неверующим». На первом месте, по его словам, находится справедливость. Затем идут патриотизм, нравственность, достоинство, честность, семья, национально-культурные традиции, свобода, мир, солидарность, права человека, трудолюбие, единство, самоограничение.

Ответственный секретарь Патриаршего совета «Экономика и этика» Павел Шашкин, в свою очередь, констатировал, что в одни и те же ценности различными общественными группами, политическими партиями зачастую вкладывается противоположный смысл. Он также рассказал об «Иосифлянском манифесте» — программном документе Совета «Экономика и этика», который содержит изложение идеологических и социально-экономических основ возрождения национальной идентичности России, формирования при участии Русской Православной Церкви и ведущих политических партий единой гражданской системы ценностей. В его основе, по словам Шашкина, три базовые ценности: Вера – как приоритет духовного над материальным, Родина – как приоритет общественного, государственного над личным и Свобода как нравственная ответственность перед государством и обществом. «Необходимо возродить власть авторитета, – констатировал эксперт. – Как государственного, так и духовного».

Вице-спикер Госдумы Александр Бабаков в своем выступлении предложил рассмотреть такую ценностную категорию, как качество жизни. «Продолжаются попытки сформулировать национальную идею, – заявил Бабаков. – Без нее невозможна мобилизация общества для решения самых сложных задач. Мой ориентир – тема, связанная с качеством жизни. Это не только продолжительность жизни, хотя данный критерий позволяет оценить деятельность исполнительной власти». По словам вице-спикера, сегодня продолжительность жизни в России не соответствует уровню экономики страны. В качестве положительного примера поиска национальной идеи Александр Бабаков привел Чечню, руководство которой «на достаточно простом языке сформулировало национальную идею республики». «Я видел результаты, это не идеальный пример, но попытка есть» – считает депутат. В частности, его впечатлили песни чеченских авторов о русском поле, березках, исполняемые на чистом русском языке.

Председатель думского Комитета по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина отметила, что разговор о ценностях всегда очень важен для депутатов. Она вспомнила одного из своих преподавателей права Павла Новгородцева, который изучал сложившуюся в 20-х годов прошлого века в СССР ситуацию с семейными и нравственными ценностями. «Он говорил, что возрождение России начнется не через революции и политические партии, а через восстановление святыни, – констатировала Елена Мизулина. – Основная святыня – это душа». Депутат рассказала, что Конфуций, сопоставляя противоположные нравственные категории, противопоставил справедливости хитрость. «У России на первом месте бесхитростность, наивность души, – считает Елена Мизулина. – Русские чувствуют ложь и хитрость, для них это неприемлемо. Задача восстановления святыни состоит в восстановлении духовно-нравственных свойств, чистоты и бесхитростности».

Депутат также рассказала о сравнительных характеристиках, данных Павлом Новгородцевым представителям различных конфессий. В частности, католик – это прежде всего порядок, дисциплина и власть; протестант – свобода и личное общение с Богом, а православный – любовь к Господу и ближнему. «То есть религия и мораль у нас вместе, – заключила Мизулина. – Если от православного отринуть православие, степень его падения будет больше, чем у представителей другой религии». Депутат также посетовала, что сегодня юристам не хватает знания божественных заповедей. «Они изучали в институте законы Хаммурапи, принцип талиона, но не знают десяти заповедей. В тоже время, по словам Елены Мизулиной, 17 статья УПК РФ говорит, что судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь и дознаватель должны оценивать доказательства, руководствуясь при этом законом и совестью. «Руководствоваться надо в том числе и совестью, без этого коррупцию не победить, – считает депутат. – Духовность – это вечное стремление души к самоочищению».

Депутат Вера Лекарева констатировала, что «сегодня власть настолько безразлична к конкретной человеческой жизни, что это даже неприлично». В качестве примера она рассказала о ситуации в армии, где в последнее время фиксируется все больше фактов неуставных отношений, приводящих к гибели солдат. «Я бы поставила не первое место такую ценность, как жизнь, – сообщила она. – Предлагаю рассмотреть вопрос о ее включении в базовые ценности».

Депутат Татьяна Москалькова в своем выступлении рассмотрела тему справедливости как главного принципа и первоосновы уголовного процесса. Для нашей страны, по ее словам, понятие нравственности очень важно для построения законодательства и работы судебной и следственной машины: «В 1996 году справедливость была возведена в ранг принципа уголовного права, а в 2001 году в УПК впервые появляется статья «Уважение чести и достоинства личности в уголовном процессе». Тем не менее, считает Москалькова, сегодня наша правоохранительная система далека от идеалов справедливости и нравственности.

Исходить из понятия нравственности, по словам депутата, необходимо и при принятии законодательных актов, поскольку безнравственный закон не может работать в обществе. В частности, Москалькова привела в пример установление 36% налога на средний и малый бизнес, который всем обществом воспринимается как несправедливый, поскольку если его выполнять, то бизнес не только не получит прибыли, но и просто не сможет существовать. «Мы заведомо заложили безнравственную норму, которая заставляет человека или разоряться, или преступать закон, – подчеркнула депутат. – И они преступают закон. Фактически весть средний и малый бизнес сегодня ушел в серые и черные схемы».

Москалькова отметила, что судебная система и следственные органы также все больше и больше используются как инструмент политического воздействия. «Сегодня принципы защиты чести и достоинства не работают в должной мере, и каждый из нас чувствует себя уязвимым и боится этой системы», – заключила Татьяна Москалькова.

 Пресс-служба фракции СР в ГД 

Фото: официальный сайт Николая Левичева

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Пятница, 20 октября 2017 г. (7 октября ст.ст.)
Седмица 20-я по Пятидесятнице
Мчч. Сергия и Вакха (290-303). Свт. Ионы, еп. Ханькоуского (1925)
День памяти святых:
Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV). Прп. Сергия Послушливого, Печерского (ок. XIII). Прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (1514).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмч. Николая Казанского пресвитера (1942).
День почитания икон Божией Матери:
Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (1524).

Постный день.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: Флп.3:8-19 Ев.: Лк.7:31-35
Псалтирь:
На утр.: - Пс.134-142; Пс.9-16 На веч.: - Пс.119-133