19 апреля в Государственной Думе состоялся круглый стол «Базовые ценности национальной гражданской идентичности России (нормативно-правовые аспекты)».

 

Мероприятие состоялось по инициативе фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Московского Патриархата, Межрелигиозного совета России, представители научных и образовательных организаций, представители общественных организаций и СМИ.

Первым слово было предоставлено Председателю партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководителю партийной фракции в Госдуме Николаю Левичеву. Он констатировал, что вопрос об основаниях общероссийской идентичности появился с возникновением нового российского государства. «Каких только не было на этот счет предложений – всех и не упомнишь! – считает депутат. – Наверное, всем запомнилась попытка выработать объединяющую идеологию, осуществленная при Борисе Николаевиче Ельцине. На практике это вылилось в попытки модифицировать и обновить так называемую «русскую идею». Мы долгие годы метались между евразийством, атлантизмом, европоцентризмом и азиатчиной, но видимого результата до сегодняшнего дня так и не достигли».

По мнению Левичева, отсутствие общенациональной идентичности – это беда современного российского общества, с которой надо справляться всем миром. Проблема идентичности приобретает актуальность и в связи с общей демографической ситуацией в России. «Мы видим, что изменяется этнический баланс страны на фоне сокращения русского населения, – говорит Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. – И при этом все сходятся на том, что России необходимо стимулировать приток мигрантов из стран ближнего зарубежья – это данность, с которой мы вынуждены считаться. В связи с этим востребована интеграционная политика, которая обеспечивала бы, в первую очередь, гражданскую идентичность. И только такой тип идентичности формирует и легитимирует государство-нацию, построенное на идее согражданства».

Тем не менее, тема «строительства нации», на взгляд Левичева, в течение всех двадцати постсоветских лет на высоком уровне практически не обсуждалась. «Не то, чтобы она была табуирована – скорее, как-то отходила на задний план. Может быть, представители власти от публичной дискуссии по «национальному вопросу» уклонялись сознательно отчасти потому, что не знали, что сказать. С другой стороны, мы видим, что на региональном уровне активно развивались идеологические конструкты на основе этнического и конфессионального сепаратизма. Этот процесс был востребован национальными элитами. А в последнее время мы видим, что такие латентные конфликты стали закономерно переходить из области вербальной в область реальную» – констатировал Николай Левичев.

Новая общероссийская политическая идентичность, по его мнению, должна быть связана с общенациональными интегрирующими символами, но их в современной России до обидного мало. Немаловажно и то, что современное общество «является обществом множественных идентичностей, и это зачастую загоняет нас в ловушку консьюмеризма». «Можешь считать себя готом, хоббитом, преклоняться огню, – говорит Левичев. – Мы знаем, что по итогам переписи у нас появилась такая идентификация, как «сибиряк». Однако такая «свобода самоидентификации» устраняет значимость таких общественных институтов, таких столпов, как государство, церковь и политические партии. И я бы сказал, что в этом плане и политические партии, и церковь находятся по одну сторону баррикады в деле формирования гражданской идентичности».

В конце своего выступления Николай Левичев подчеркнул, что «какими бы альтруистическими мотивами мы не руководствовались, если мы не будем формировать правовую культуру, гражданское самосознание, патриотическое воспитание, если мы не будем работать в области политического образования и нравственного совершенствования, то и задача создания общегражданской нации вряд ли разрешится».

Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в своем выступлении отметил, что общие ценности нужно определять на основе представлений , которые есть у большинства населения страны. «Не нужно изменений сознания, переламывания через колено, – заявил священник. – Долгосрочная политика должна опираться на ценности, которые близки большинству населения страны. Нужно не придумать, а выявить ценности». Он рассказал, что на Всемирном русском соборе, который состоится в мае этого года, будет представлен список базовых ценностей, который составляется представителями РПЦ в рамках дискуссий с общественными организациями и политическими партиями. «Список претерпевает изменения, – сообщил Чаплин. – В нем нет и не может быть богословского языка, он предлагается верующим и неверующим». На первом месте, по его словам, находится справедливость. Затем идут патриотизм, нравственность, достоинство, честность, семья, национально-культурные традиции, свобода, мир, солидарность, права человека, трудолюбие, единство, самоограничение.

Ответственный секретарь Патриаршего совета «Экономика и этика» Павел Шашкин, в свою очередь, констатировал, что в одни и те же ценности различными общественными группами, политическими партиями зачастую вкладывается противоположный смысл. Он также рассказал об «Иосифлянском манифесте» — программном документе Совета «Экономика и этика», который содержит изложение идеологических и социально-экономических основ возрождения национальной идентичности России, формирования при участии Русской Православной Церкви и ведущих политических партий единой гражданской системы ценностей. В его основе, по словам Шашкина, три базовые ценности: Вера – как приоритет духовного над материальным, Родина – как приоритет общественного, государственного над личным и Свобода как нравственная ответственность перед государством и обществом. «Необходимо возродить власть авторитета, – констатировал эксперт. – Как государственного, так и духовного».

Вице-спикер Госдумы Александр Бабаков в своем выступлении предложил рассмотреть такую ценностную категорию, как качество жизни. «Продолжаются попытки сформулировать национальную идею, – заявил Бабаков. – Без нее невозможна мобилизация общества для решения самых сложных задач. Мой ориентир – тема, связанная с качеством жизни. Это не только продолжительность жизни, хотя данный критерий позволяет оценить деятельность исполнительной власти». По словам вице-спикера, сегодня продолжительность жизни в России не соответствует уровню экономики страны. В качестве положительного примера поиска национальной идеи Александр Бабаков привел Чечню, руководство которой «на достаточно простом языке сформулировало национальную идею республики». «Я видел результаты, это не идеальный пример, но попытка есть» – считает депутат. В частности, его впечатлили песни чеченских авторов о русском поле, березках, исполняемые на чистом русском языке.

Председатель думского Комитета по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина отметила, что разговор о ценностях всегда очень важен для депутатов. Она вспомнила одного из своих преподавателей права Павла Новгородцева, который изучал сложившуюся в 20-х годов прошлого века в СССР ситуацию с семейными и нравственными ценностями. «Он говорил, что возрождение России начнется не через революции и политические партии, а через восстановление святыни, – констатировала Елена Мизулина. – Основная святыня – это душа». Депутат рассказала, что Конфуций, сопоставляя противоположные нравственные категории, противопоставил справедливости хитрость. «У России на первом месте бесхитростность, наивность души, – считает Елена Мизулина. – Русские чувствуют ложь и хитрость, для них это неприемлемо. Задача восстановления святыни состоит в восстановлении духовно-нравственных свойств, чистоты и бесхитростности».

Депутат также рассказала о сравнительных характеристиках, данных Павлом Новгородцевым представителям различных конфессий. В частности, католик – это прежде всего порядок, дисциплина и власть; протестант – свобода и личное общение с Богом, а православный – любовь к Господу и ближнему. «То есть религия и мораль у нас вместе, – заключила Мизулина. – Если от православного отринуть православие, степень его падения будет больше, чем у представителей другой религии». Депутат также посетовала, что сегодня юристам не хватает знания божественных заповедей. «Они изучали в институте законы Хаммурапи, принцип талиона, но не знают десяти заповедей. В тоже время, по словам Елены Мизулиной, 17 статья УПК РФ говорит, что судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь и дознаватель должны оценивать доказательства, руководствуясь при этом законом и совестью. «Руководствоваться надо в том числе и совестью, без этого коррупцию не победить, – считает депутат. – Духовность – это вечное стремление души к самоочищению».

Депутат Вера Лекарева констатировала, что «сегодня власть настолько безразлична к конкретной человеческой жизни, что это даже неприлично». В качестве примера она рассказала о ситуации в армии, где в последнее время фиксируется все больше фактов неуставных отношений, приводящих к гибели солдат. «Я бы поставила не первое место такую ценность, как жизнь, – сообщила она. – Предлагаю рассмотреть вопрос о ее включении в базовые ценности».

Депутат Татьяна Москалькова в своем выступлении рассмотрела тему справедливости как главного принципа и первоосновы уголовного процесса. Для нашей страны, по ее словам, понятие нравственности очень важно для построения законодательства и работы судебной и следственной машины: «В 1996 году справедливость была возведена в ранг принципа уголовного права, а в 2001 году в УПК впервые появляется статья «Уважение чести и достоинства личности в уголовном процессе». Тем не менее, считает Москалькова, сегодня наша правоохранительная система далека от идеалов справедливости и нравственности.

Исходить из понятия нравственности, по словам депутата, необходимо и при принятии законодательных актов, поскольку безнравственный закон не может работать в обществе. В частности, Москалькова привела в пример установление 36% налога на средний и малый бизнес, который всем обществом воспринимается как несправедливый, поскольку если его выполнять, то бизнес не только не получит прибыли, но и просто не сможет существовать. «Мы заведомо заложили безнравственную норму, которая заставляет человека или разоряться, или преступать закон, – подчеркнула депутат. – И они преступают закон. Фактически весть средний и малый бизнес сегодня ушел в серые и черные схемы».

Москалькова отметила, что судебная система и следственные органы также все больше и больше используются как инструмент политического воздействия. «Сегодня принципы защиты чести и достоинства не работают в должной мере, и каждый из нас чувствует себя уязвимым и боится этой системы», – заключила Татьяна Москалькова.

 Пресс-служба фракции СР в ГД 

Фото: официальный сайт Николая Левичева

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Понедельник, 29 мая 2017 г. (16 мая ст.ст.)
Седмица 7-я по Пасхе
Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца (1545)
Прп. Феодора Освященного (368)
День памяти святых:
Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского (ок. 213-250). Блж. отроковицы Музы (V). Мчч. Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303). Прмчч. отцов, в Лавре св. Саввы избиенных (614). Свт. Георгия II, еп. Митиленского (IX). Прпп. Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских. Мч. Вукашина (1943) (Серб.).

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: Деян.21:8-14 Ев.: Ин.14:27-15:7
Псалтирь:
На утр.: - Пс.24-31; Пс.32-36; Пс.37-45 На веч.: - Пс.119-133