«Правда.ру» от 01.04.11 об Общественных слушаниях в Храме Христа Спасителя 29 марта 2011 года.

В ходе прошедших на этой неделе в московском Храме Христа Спасителя  общественных слушаний была предложена новая концепция бизнеса — с социальной ответственностью и человеческим лицом. По мнению участников мероприятия, православный или хотя бы по культуре принадлежащий к христианской традиции бизнесмен обязан заботиться не только о прибыли, но и о качестве жизни своих сотрудников.

Главной темой общественных слушаний стал доклад на тему “Преображение и модернизация: духовные начала, цели риски и шансы”, подготовленный экспертами Клуба православных предпринимателей и учеными РАН. Слушания открылись выступлением протоиерея Всеволода Чаплина, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

“Сегодня предприниматели, которые чувствуют свою связь с христианской традицией, должны играть в обществе особую роль. Не просто роль тех людей, которые что-то дают на строительство храмов, или раз в полгода приходят в храм, или молятся в монастырях”, — отметил отец Всеволод, который также является председателем патриаршего совета “Экономика и этика”.

По его мнению, “сегодня разрыв между обществом и бизнесом достаточно велик. Мы очень хорошо об этом с вами знаем. Этот разрыв порожден 90-ми годами, этот разрыв порожден тем несоответствием очень многих основ нашего бизнеса, которые являются вечными и являются актуальными для каждого общества, но в особенности для общества, взращенного в православной традиции”.

“Сегодня очень и очень важно показать обществу пример нравственного поведения в бизнесе. Показать пример честности, показать пример осуждения тех поступков, из-за которых и существует недоверие в обществе по отношению к бизнесу, то есть к коррупции, чрезмерному стяжательству”, — подчеркнул отец Всеволод.

Как он считает, “экономика, ориентированная на человека, бизнес, ориентированный на человека, сегодня должны быть не просто лозунгом, но цепью поступков. Тех поступков, которые можно было бы применить людям и на локальном уровне, и на уровне всей страны через средства массовой информации, через культуру, через оценки, которые дает некоторым поступкам бизнес-сообщество”.

“Сегодня люди не ценят слова, а ценят поступки. И будьте уверены, что люди оценят предпринимателей очень и очень жестко”, — убежден протоиерей.

По словам отца Всеволода, “сам нравственный климат, который существует в нашей экономике, должен стать другим”.

“Одна из сегодняшних тем — это социальная ответственность бизнеса. Появляются новые стандарты социальной ответственности бизнеса. Эта ответственность должна иметь отношение, разумеется, не только к цифрам, потраченным на благотворительность или на узко понятую социальную сторону жизни работников. Настоящая социальная ответственность — это ответственность перед людьми, перед обществом. Это ответственность, которую можно измерить, грубо говоря, в неких индексах счастья, а, самое главное, по большому счету в том, готовы ли люди сказать: “Это наше предприятие, это наш руководитель, это наш владелец предприятия, это человек, о котором мы можем сказать хорошо”, — продолжил он.

Отец Всеволод выразил надежду, что предстоящая дискуссия поможет “сделать экономику более нравственной и более соответствующей ожиданиям людей”. “Думаю, что каждый из присутствующих в этом зале согласится с тем, что нужно работать не ради показателей, не ради денег, не ради тех или иных политических или идеологических схем, а ради человека”, — заключил протоиерей.

В свою очередь, президент Клуба православных предпринимателей, генеральный директор Института экономических стратегий, доктор экономических наук Александр Агеев в своем выступлении отметил, что помимо экономических смыслов “необходимо, чтобы было нечто, зовущее нас ввысь, к миру горнему, а не только к миру земному”.

“Очень важно помнить о том, что даже немногого количества жизнестойких людей всегда в любом поколении, в любой популяции находится до десяти процентов. Если есть этот каждый десятый, то прорвемся в любой ситуации”, — выразил надежду президент КПП.

Также, по его мнению, “с каждым новым этапом, новым преобразованием, должна расти свобода. Свобода выбора”. “И в этом плане очень важный у нас состоялся внутри проектной группы диалог о том, что такое современный либерализм, — рассказал он. — И сделан вывод о том, что вера, Родина, свобода как идеал, как основные фундаментальные ценности нашего общества — они все объединительны и все свойственны свободе. Просто понимание свободы разное — это либо свобода вседозволенности, свобода от любого регулирования, любой ответственности, либо свобода и ответственность перед близкими, перед Родиной, перед природой, перед Богом”.

В свою очередь, Павел Шашкин, секретарь Экспертного совета “Экономика и этика”, напомнил о том, что “бизнес не может строиться на одном лишь принципе целесообразности и извлечения максимальной прибыли”. “Интересы бизнеса должны соответствовать интересам государства”, — подчеркнул он. Задачей предпринимательства, по его мнению, должно быть “принесение пользы ближнему, а не делание денег ради денег”.

Пожалуй, главным оппонентом авторов программного документа выступил председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс. По его мнению, роль православия в экономической жизни России авторами доклада преувеличена, тем не менее по вопросу о целях модернизации с членами Клуба православных предпринимателей он согласен. В качестве цели модернизации авторами документа указаны для граждан — свобода и ответственность, для общества — солидарность и справедливость, для государства — суверенитет и конкурентоспособность.

В ходе обсуждения много внимания было уделено социальным вопросам, особенно поискам путей их практического решения. Председатель комиссии Общественной палаты РФ, председатель попечительского совета Национального фонда развития здравоохранения Елена Николаева отметила, что “в нашей стране 12 миллионов детей живут в бедных семьях”, а “около одного миллиона многодетных семей имеют проблемы с жильем”. Многие участники слушаний вспоминали примеры изъятия детей из семей за бедность и называли такую политику недопустимой.

К числу интересных социальных предложений можно отнести идею создания “государственного алиментного фонда”. По словам участников слушаний, на сегодня находящиеся в бегах отцы задолжали детям в общей сложности около десяти миллиардов рублей. Для взимания долгов предложили применять не менее строгие меры, чем к тем, кто уклоняется от уплаты налогов.

На следующий день в интервью “Интерфакс-Религия” протоиерей Всеволод Чаплин назвал текст доклада “дискуссионным”. “Я лично и многие другие православные христиане вряд ли смогут согласиться с радикальной направленностью доклада, он может быть интересным материалом для дискуссии, но не более того”, — подчеркнул он.

По словам отца Всеволода, среди православных христиан есть приверженцы консерватизма и либерализма, разных экономических моделей, сторонники разных политических партий “и только в диалоге всех этих людей мы можем прийти к сбалансированному и уверенному развитию России”.

Создают ли православные бизнесмены на своих предприятиях более щадящие и привлекательные условия труда для сотрудников? Все очень индивидуально. Среди верующих предпринимателей есть и настоящие подвижники — те, кто из своего кармана выплачивает хорошие пособия многодетным родителям, организует для сотрудников бесплатные обеды, создает условия для реабилитации бывших заключенных, алкоголиков и бродяг. Но есть и те, кому православие не мешает относиться к работнику как к лимону, из которого нужно побольше выжать соку и выбросить кожуру на помойку. Такой политикой “славятся” некоторые православные книжные издательства.

Есть и православные предприниматели “с причудами” — кто-то вводит для женщин обязательный дресс-код в виде длинной юбки и платка плюс запрет на пользование косметикой. Забавно наблюдать, как главный бухгалтер “православного предприятия” приезжает на работу в узких джинсах, сапогах на шпильках и кофточке, обнажающей живот, а перед началом рабочего дня запирается в кабинете, чтобы преобразиться в длинноюбочно-платочную матушку со смиренным выражением лица. Вечером главбух проделывает все в обратном порядке и на улицу выходит в модном всеоружии и с ярким макияжем.

Впрочем, есть православные предприниматели, которые сочетают в политике своего предприятия и качественную “социалку”, и некоторые личные пристрастия. Быть может, за хороший соцпакет и гарантии стабильности сотрудники, например, известного бизнесмена Василия Бойко-Великого простят своему руководителю отмену выходных 23 февраля и 8 марта, а также требование венчаться?

Ольга Гуманова

http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/01-04-2011/1072075-orthobusiness-0/

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Среда, 28 июня 2017 г. (15 июня ст.ст.)
Седмица 4-я по Пятидесятнице
Свт. Ионы, митр. Московского, всея России чудотворца (1461)
Прор. Амоса (VIII до Р.Х.)
День памяти святых:
Мчч. Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Мч. Дулы Киликийского (ок. 305-313). Иеронима Блаженного,Стридонского (419-420). Августина Блаженного, еп. Иппонийского (430). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (X). Мч. Лазаря, блгв. кн. Сербского (1389). Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (ок. IX). Свт. Ефрема II, патриарха Сербского (после 1399). Обретение мощей прмчч. Григория и Кассиана Авнежских (1524). Прп. Дулы страстотерпца, Египетского (V).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмч. Амоса Иванова пресвитера (1919).

Петров (Апостольский) пост.
Браковенчание не совершается в продолжение Петрова (Апостольского) поста.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: Рим.11:2-12 Ев.: Мф.11:20-26
Псалтирь:
На утр.: - Пс.70-76; Пс.77-84 На веч.: - Пс.85-90