“Независимая газета” об Общественных слушаниях в Храме Христа Спасителя 29 марта 2011 года.

http://www.ng.ru/politics/2011-03-30/1_liberalizm.html – НГ №063 (5261) от  30 марта 2011.

В Русской православной церкви задумались о перспективах отечественной модернизации

Вчера в храме Христа Спасителя в Москве был презентован очередной доклад о модернизации страны. На этот раз свой взгляд на проблему изложил совет «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси. Эксперты «НГ» отмечают своеобразие трактовки понятия либерализма авторами доклада и спорят с некоторыми их оценками состояния дел в современной России.

Вслед за политическими докладами президентских, партийных и правительственных экспертов Церковь предложила россиянам свое видение текущего момента. Совет «Экономика и этика» при Патриархе Кирилле на вчерашнем заседании клуба православных предпринимателей в храме Христа Спасителя представил доклад под названием «Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы». Авторы документа озабочены тем, что «на фоне официальной оптимистичной риторики в стране растут протестные настроения». Ссылаясь на социологов, они приводят статистику, в соответствии с которой «количество россиян, недовольных и готовых участвовать в акциях протеста, приближается к половине населения страны».

Поиски виновников столь удручающего положения дел приводят членов совета «Экономика и этика» к мысли о неконструктивности и даже вреде идей либерализма, получивших развитие в 90-е годы. Сегодня, убеждены авторы доклада, «правящие элиты в России не демонстрируют надлежащее понимание сути ситуации и готовность к действиям в условиях ожидающихся внешних деструктивных воздействий». «Способны ли власти осознать, что проводимый курс углубляет социальные разрывы в стране и ведет в конечном счете к социальному взрыву?» – задаются вопросом эксперты РПЦ.

И ставят вопрос ребром, интересуясь отсутствием серьезных кадровых решений руководства страны: готово ли оно избавиться от чиновников, которые «скомпрометировали себя своим растленным поведением, и от тех, кто не способен управлять ситуацией в современной обстановке?

Либеральная доктрина, на взгляд авторов доклада, «заключает в себе идею раскрепощения греховного индивидуума, а значит, и высвобождения потенциала греха в человеческой личности»: «Она предполагает, что свободный человек вправе отбросить все, что его сковывает, препятствует в утверждении его «я», в том числе греховного. В этой части либеральная идея диаметрально противоположна христианству». «Торжествующий многоликий грех начал «править бал» в России в лихолетье 90-х», – добавляют они. И конкретизируют этот тезис: «При всех переменах нулевых годов именно «либерализм», маскирующий усугубление социальных проблем и препятствующий их исцелению, остается идеологической доминантой нашего времени».

Сложившаяся социальная структура, предупреждают авторы доклада, «не только не справедлива, но и сулит серьезные потрясения в будущем»: «Свидетельствуя о реальном доминировании ценностей индивидуализма и потребительства, торжества культа золотого тельца, такое состояние общества провоцирует возрождение протестно-революционных доктрин и практик, вплоть до самых разрушительных».

Духовно-нравственное состояние нации, сетуют авторы доклада, характеризуют серьезные патологии: «При этом социальные группы, не заинтересованные в модернизации страны, распоряжаются всеми необходимыми инструментами консервации сложившегося режима». «Западнистские проекты», убеждены они, не находят поддержки народа, «несмотря на активный сервис в СМИ и отчасти – в экспертном сообществе».

Признавая необходимость преобразований в России, авторы документа подчеркивают, что в осмыслении этих процессов «призваны сыграть традиционные для России религии, прежде всего православие и Русская православная церковь, способные придать должный импульс духовно-нравственному очищению общества».

Председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс в беседе с «НГ» называет доклад глубоким и эмоциональным, представляющим, «безусловно, точку зрения воцерковленных людей или близких к ним». Однако, по мнению эксперта, трактовка либерализма в документе «в корне неправильная». Собеседник газеты напоминает о разновидностях либерализма: «Если в Северной Америке либерал – это человек скорее левый, то в Европе и в Великобритании – это скорее человек правый. Поэтому тут о многом можно спорить». С точки зрения Юргенса, либерал и в нынешнем российском контексте, и в международном – это «партия сути, то есть партия свободы, умеренности и терпимости»: «С этой точки зрения у наших либералов кардинальных, непримиримых противоречий с православием нет и быть не может. Поэтому, когда авторы доклада пишут, что это диаметрально противоположные концепции, это абсолютно неправильно».

В то же время Игорь Юргенс согласен с одним из основных тезисов доклада – относительно целей модернизации. Эксперт признает правильным стремление к такому общественному жизнеустройству, при котором граждане становятся «свободными и ответственными», общество – «солидарным и справедливым», а государство – «суверенным и конкурентоспособным». Весь этот пассаж, указывает эксперт, «можно сказать, взят из нашего доклада, и мы готовы работать с этими людьми, расходясь в некоторых нюансах».

Однако уверенности авторов документа в том, что «ни то, ни другое, ни третье невозможно для России вне нравственного пространства идеалов православия», Юргенс не разделяет: «В России есть 20 миллионов граждан, которые активно ходят в церковь. Остальные – или агностики, или атеисты, или по крайней мере не ассоциируют себя активно с Церковью. Поэтому и православие, и иудаизм, и буддизм, и ислам, и католицизм, и ряд других практикуемых религий должны, безусловно, участвовать в модернизации общества».

Член научного совета Московского центра Карнеги Андрей Рябов видит слабость текста в попытках его авторов найти виновников сегодняшних проблем в 90-х годах: «Сейчас разумнее искать ответы на больные вопросы в более современном материале, а не искать виновных там, где их уже нет. Вспоминаются старые пропагандистские штампы, в значительной степени ориентированные на то, чтобы увести людей от трезвого, спокойного, объективного анализа нынешних проблем, а пытаться искать их корни в далеком прошлом. Так, в советской России было принято искать ответы на труднообъяснимые тогдашней идеологией проблемы в дореволюционной эпохе, в родимых пятнах капитализма».

Чиновничий беспредел, подчеркивает собеседник «НГ», – «это не результат либерализма, это из другой оперы»: «Многие чиновники себя идентифицируют как раз с традиционными ценностями, русским духом, патриотизмом. И к либерализму никакого отношения не имеют».

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Вторник, 17 июля 2018 г. (4 июля ст.ст.)
Седмица 8-я по Пятидесятнице
Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии (1918)
Свт. Андрея, архиеп. Критского (740)
Прп. Марфы, матери прп. Симеона Дивногорца (551)
Прп. Андрея Рублева, иконописца (XV)
День памяти святых:
Мчч. Феодота и Феодотии (108). Сщмч. Феодора, еп. Киринейского (310). Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (1174). Обретение мощей прп. Евфимия, Суздальского чудотворца (1507). Сщмчч. Саввы, еп. Горнокарловацкого (1941) (Серб.).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмч. Димитрия Казанского пресвитера (1942).
День почитания икон Божией Матери:
Галатской иконы Божией Матери.
Браковенчание не совершается.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: 1 Кор.10:5-12 Ев.: Мф.16:6-12
Псалтирь:
На утр.: - Пс.46-54; Пс.55-63 На веч.: - Пс.64-69