“Независимая газета” об Общественных слушаниях в Храме Христа Спасителя 29 марта 2011 года.

http://www.ng.ru/politics/2011-03-30/1_liberalizm.html – НГ №063 (5261) от  30 марта 2011.

В Русской православной церкви задумались о перспективах отечественной модернизации

Вчера в храме Христа Спасителя в Москве был презентован очередной доклад о модернизации страны. На этот раз свой взгляд на проблему изложил совет «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси. Эксперты «НГ» отмечают своеобразие трактовки понятия либерализма авторами доклада и спорят с некоторыми их оценками состояния дел в современной России.

Вслед за политическими докладами президентских, партийных и правительственных экспертов Церковь предложила россиянам свое видение текущего момента. Совет «Экономика и этика» при Патриархе Кирилле на вчерашнем заседании клуба православных предпринимателей в храме Христа Спасителя представил доклад под названием «Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы». Авторы документа озабочены тем, что «на фоне официальной оптимистичной риторики в стране растут протестные настроения». Ссылаясь на социологов, они приводят статистику, в соответствии с которой «количество россиян, недовольных и готовых участвовать в акциях протеста, приближается к половине населения страны».

Поиски виновников столь удручающего положения дел приводят членов совета «Экономика и этика» к мысли о неконструктивности и даже вреде идей либерализма, получивших развитие в 90-е годы. Сегодня, убеждены авторы доклада, «правящие элиты в России не демонстрируют надлежащее понимание сути ситуации и готовность к действиям в условиях ожидающихся внешних деструктивных воздействий». «Способны ли власти осознать, что проводимый курс углубляет социальные разрывы в стране и ведет в конечном счете к социальному взрыву?» – задаются вопросом эксперты РПЦ.

И ставят вопрос ребром, интересуясь отсутствием серьезных кадровых решений руководства страны: готово ли оно избавиться от чиновников, которые «скомпрометировали себя своим растленным поведением, и от тех, кто не способен управлять ситуацией в современной обстановке?

Либеральная доктрина, на взгляд авторов доклада, «заключает в себе идею раскрепощения греховного индивидуума, а значит, и высвобождения потенциала греха в человеческой личности»: «Она предполагает, что свободный человек вправе отбросить все, что его сковывает, препятствует в утверждении его «я», в том числе греховного. В этой части либеральная идея диаметрально противоположна христианству». «Торжествующий многоликий грех начал «править бал» в России в лихолетье 90-х», – добавляют они. И конкретизируют этот тезис: «При всех переменах нулевых годов именно «либерализм», маскирующий усугубление социальных проблем и препятствующий их исцелению, остается идеологической доминантой нашего времени».

Сложившаяся социальная структура, предупреждают авторы доклада, «не только не справедлива, но и сулит серьезные потрясения в будущем»: «Свидетельствуя о реальном доминировании ценностей индивидуализма и потребительства, торжества культа золотого тельца, такое состояние общества провоцирует возрождение протестно-революционных доктрин и практик, вплоть до самых разрушительных».

Духовно-нравственное состояние нации, сетуют авторы доклада, характеризуют серьезные патологии: «При этом социальные группы, не заинтересованные в модернизации страны, распоряжаются всеми необходимыми инструментами консервации сложившегося режима». «Западнистские проекты», убеждены они, не находят поддержки народа, «несмотря на активный сервис в СМИ и отчасти – в экспертном сообществе».

Признавая необходимость преобразований в России, авторы документа подчеркивают, что в осмыслении этих процессов «призваны сыграть традиционные для России религии, прежде всего православие и Русская православная церковь, способные придать должный импульс духовно-нравственному очищению общества».

Председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс в беседе с «НГ» называет доклад глубоким и эмоциональным, представляющим, «безусловно, точку зрения воцерковленных людей или близких к ним». Однако, по мнению эксперта, трактовка либерализма в документе «в корне неправильная». Собеседник газеты напоминает о разновидностях либерализма: «Если в Северной Америке либерал – это человек скорее левый, то в Европе и в Великобритании – это скорее человек правый. Поэтому тут о многом можно спорить». С точки зрения Юргенса, либерал и в нынешнем российском контексте, и в международном – это «партия сути, то есть партия свободы, умеренности и терпимости»: «С этой точки зрения у наших либералов кардинальных, непримиримых противоречий с православием нет и быть не может. Поэтому, когда авторы доклада пишут, что это диаметрально противоположные концепции, это абсолютно неправильно».

В то же время Игорь Юргенс согласен с одним из основных тезисов доклада – относительно целей модернизации. Эксперт признает правильным стремление к такому общественному жизнеустройству, при котором граждане становятся «свободными и ответственными», общество – «солидарным и справедливым», а государство – «суверенным и конкурентоспособным». Весь этот пассаж, указывает эксперт, «можно сказать, взят из нашего доклада, и мы готовы работать с этими людьми, расходясь в некоторых нюансах».

Однако уверенности авторов документа в том, что «ни то, ни другое, ни третье невозможно для России вне нравственного пространства идеалов православия», Юргенс не разделяет: «В России есть 20 миллионов граждан, которые активно ходят в церковь. Остальные – или агностики, или атеисты, или по крайней мере не ассоциируют себя активно с Церковью. Поэтому и православие, и иудаизм, и буддизм, и ислам, и католицизм, и ряд других практикуемых религий должны, безусловно, участвовать в модернизации общества».

Член научного совета Московского центра Карнеги Андрей Рябов видит слабость текста в попытках его авторов найти виновников сегодняшних проблем в 90-х годах: «Сейчас разумнее искать ответы на больные вопросы в более современном материале, а не искать виновных там, где их уже нет. Вспоминаются старые пропагандистские штампы, в значительной степени ориентированные на то, чтобы увести людей от трезвого, спокойного, объективного анализа нынешних проблем, а пытаться искать их корни в далеком прошлом. Так, в советской России было принято искать ответы на труднообъяснимые тогдашней идеологией проблемы в дореволюционной эпохе, в родимых пятнах капитализма».

Чиновничий беспредел, подчеркивает собеседник «НГ», – «это не результат либерализма, это из другой оперы»: «Многие чиновники себя идентифицируют как раз с традиционными ценностями, русским духом, патриотизмом. И к либерализму никакого отношения не имеют».

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Вторник, 17 октября 2017 г. (4 октября ст.ст.)
Седмица 20-я по Пятидесятнице
Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595)
Сщмч. Иерофея, еп. Афинского (I)
Собор Казанских Святых
День памяти святых:
Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III-IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306). Мчч. Давикта (Адавкта) (ок. 305-313) и дщери его Каллисфении (ок. 318). Прп. Павла Препростого (IV). Прп. Аммона (ок. 350). Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Прпп. Елладия и Онисима Печерских (XII-XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского (XIII). Св. прав. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмч. Димитрия Вознесенского пресвитера (1918); сщмчч. Николая Верещагина, Михаила Твердовского, Иакова Бобырева и Тихона Архангельского пресвитеров, прмч. Василия Цветкова (1937); св. Хионии Архангельской исп. (1945).
Браковенчание не совершается.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: Флп.2:17-23 Ев.: Лк.6:37-45
Псалтирь:
На утр.: - Пс.46-54; Пс.55-63; Пс.64-69 На веч.: - Пс.119-133