Будущее как наука

Опубликовано 30.12.2010

Александр Агеев в эфире “Радио России” (программа “Особое мнение”, ведущий Игорь Гмыза, 29.12.2010).

Традиционно в преддверии Нового года люди желают друг другу счастья, радости, материального благополучия, здоровья и т.д. Каждый из нас пытается таким образом улучшить или обезопасить своё будущее и будущее своих близких. А можно ли спрогнозировать, каким это будущее будет? Гость в студии уже давно работает над этой проблемой. Это президент Академии прогнозирования российского отделения Международной академии исследования будущего Александр Иванович Агеев.

Многие слушатели могут подумать, что опять им предлагается что-то астрологическое. Потому что как ещё можно прогнозировать будущее, не вычисляя его по звёздам.

Как считает А. Агеев, это логично, потому что зарегистрированных астрологов более полумиллиона, а вот профессиональных футурологов не более тысячи.

Кто такие футурологи? Гость в студии пояснил, что футурология – это разновидность исторической науки, которая занимается изучением сценариев развития будущего.

На основе прошлого? Это, подчеркнул А. Агеев, всего лишь один из методов и достаточно примитивный. Называется он экстраполяцией, когда тенденция прошлого просто продлевается в будущее. Но есть и масса других методов познания мира, базирующихся на малоочевидных и неопределённых данных.

Когда кто-то говорит, что история человечества развивается по спирали, что люди периодически возвращаются к тому же самому, только на каком-то новом уровне, это грубое представление о футурологии? Или это совсем не правильное представление о ней?

Гость в студии пояснил, что все понимают, что жизнь и общество – очень сложная система. И в каждом человеке содержится множество общего для всех. Точно так же, как в капле воды можно увидеть океан, через каплю крови можно выявить весь генофонд человечества. Поэтому в зависимости от того, какие мы ставим ориентиры и задачи, применяются различные методики.

Вышедшая книга А. Агеева называется “Беседы о стратегическом или о том, можно ли совместить чистую прибыль и чистую совесть”. Можно ли? Как считает автор, можно. Более того, современные правовые институты морального контроля деятельности бизнеса предполагают наличие стандартов его социальной и духовной ответственности. Поэтому сводить мотивацию ведения любого дела, предпринимательства только к тому, чтобы достичь прибыли, это не просто вчерашний, а позавчерашний день. Есть другие, не менее высокие идеалы.

Что-то про высокие идеалы то ли не все слышали, то ли книжек в детстве не читали, но то, что сегодня делается в московских аэропортах, это чудовищно. Ладно, бутылка воды стоит 300 рублей. Но когда у человека ребенок болен сахарным диабетом и инсулин нужно хранить в прохладном месте, то только за то, чтобы положить инсулин в холодильник, в баре у него запросили то ли 2, то ли 3 тысячи рублей. Разве можно после этого говорить о высоких идеалах в бизнесе?

А. Агеев назвал происходящее в аэропортах мародёрством и безобразием. Во многих случаях эти действия, по его мнению, являются уголовно наказуемыми преступлениями. Но люди об этом не говорят, и когда они сталкиваются с катастрофами или катаклизмами, как в аэропортах “Домодедово” или “Шереметьево”, или с пожарами, то вдруг начинают вспоминать какие-то граничные условия, о которых в обыденной жизни предпочитают забывать. Когда случился теракт в конце марта, патриарх Московский и всея Руси вынужден был обратиться к совести таксистов, которые стали зарабатывать на человеческом горе. То же самое происходит и теперь.

Но зарабатывание на человеческом горе продолжается. 10 тысяч рублей, чтобы доехать из аэропорта до ближайшей станции метро…

Как считает А. Агеев, возможно, кто-то и усовестился тогда. Но, с другой стороны, это болезнь, патология. Поэтому можно констатировать, что моральный уровень российского общества упал до крайне низкой отметки. Поэтому и получает оно такое отношение и магазинчиков, и служащих, и других, которые забыли о том, что есть не только закон, а требование совести. Значит, именно совесть сегодня отключена у многих жителей страны.

Окончание беседы с гостем слушайте в аудиозаписи программы.

Скачать аудио (asf, 5,43 Mb) >>>

http://www.radiorus.ru/news.html?rid=346&date=30-12-2010&id=514282

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Суббота, 21 октября 2017 г. (8 октября ст.ст.)
Седмица 20-я по Пятидесятнице
Прп. Пелагии (457)
Соборы святых:
Собор Вятских святых.
День памяти святых:
Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского, чудотворца (1612). Св. Пелагии девы (303). Прп. Таисии (IV).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна Хренова диакона, прмчч. Амвросия Астахова и Пахомия Туркевича, прмц. Татианы Бесфамильной, мч. Николая Рейна, мцц. Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич (1937); сщмч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима Щелокова, сщмчч. Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского пресвитеров, мчч. Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина и мц. Елисаветы Курановой (1937); прмч. Варлаама Ефимова (конец 1930-х).
Браковенчание не совершается.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: 2 Кор.1:8-11 Ев.: Лк.5:27-32
Псалтирь:
На утр.: - Пс.109-111; Пс.118 На веч.: - Пс.1-8