Духовное измерение экономики

Опубликовано 22.09.2010

Доклад Л.М. Миронова, директора Центра исследований духовного наследия России ИНЭС, члена Правления Клуба православных предпринимателей на VI Международной конференции «Следуя отечественным традициям предпринимательства и благотворительности».

В данном сообщении мною использованы материалы из выступления Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, в бытность его митрополитом Смоленским и Калининградским, в декабре 2002 года.

Характерно, что все его предложения для совершения пути «к эффективной и справедливой экономике» актуальны до сего дня, поскольку в стране, с точки зрения реализации предложений по изменению в законодательной, налоговой, бюджетной политике, ничего не изменилось:

  • оффшорные зоны благоденствуют;
  • капитал беспрепятственно вывозится из страны и до сих пор не возвращается;
  • чиновники коррумпированы и сладу с ними нет;
  • законы как были, так и есть, «что дышло…», а физиономии законодателей с 20-летним стажем народу уже опостылели;
  • плюс ко всему, миграционная политика региональных (да и федеральных) руководителей привела к тому, что на улицах городов и теперь уже немногочисленных деревень звучит нерусская речь.

Так что же нам делать?

На своих многочисленных конференциях, семинарах, круглых столах мы стремимся что-то предпринять – обсудить, сочинить документы с предложениями «как улучшить жизнь нашу», отсылаем их в инстанции, вывешиваем на сайтах, а «воз и ныне там…».

Не следует считать экономику областью исключительно материальных интересов. Выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев таким образом обозначил две составляющих экономических отношений: «Хлеб для меня — это материальная забота, а хлеб для моего ближнего — забота духовная».

Русская Православная Церковь придает большое значение данной проблеме. В «Основах социальной концепции», представляющих собой социальное учение Церкви, теме труда и собственности посвящены две главы.

Современная система ценностей, побуждающая человека к приложению все больших усилий для постоянного повышения уровня личного потребления материальных благ, является греховной и порочной. Церковь напоминает людям, что экономическая деятельность может быть нравственно и религиозно оправданной лишь в том случае, если человек трудится не только ради себя и своих близких, но и для того, чтобы помогать нуждающимся. Эту мотивацию можно назвать духовным измерением экономики. Православная этика постулирует очень важный принцип: экономика должна быть эффективной и справедливой.

Согласно традициям русской православной культуры богатство подлежало оправданию только в том случае, если употреблялось для блага всех.

К сожалению, в течение многих десятилетий производственные отношения в нашей стране не предусматривали реализации первого религиозно оправданного побуждения к труду – личной заинтересованности работника в получении возможно большей прибыли. Трудиться было невыгодно. Полагаю, что коллапс экономической системы страны в 1990-х гг. во многом был предопределен отчуждением человека от результатов собственного труда. В советские времена люди практически отбывали рабочее время на своих местах, а слово «зарплата» переделали в «зряплату».

Каким образом возможен сегодня переход к нравственно оправданным и эффективным экономическим отношениям? Огромную роль в этом процессе должно играть воспитание. Участие Церкви в учебном процессе поможет привить детям высокие идеалы православной трудовой этики. Одной из целей преподавания «Основ религиозной культуры и этики» является знакомство школьников с этическими нормами Православия, которые обнимают собой не только правила личной и семейной жизни, но и способны выработать нравственное отношение к участию в общественной жизни, включая политику и экономику.

Большую роль в деле перераспределения избыточных материальных ценностей играет благотворительность. Из истории дореволюционной России мы видим, сколь важное место занимали благотворительные организации в общественной жизни страны. Однако следует признать, что добиться справедливого перераспределения материальных благ для поддержки неимущих, обеспечения общественно значимых программ, оплаты труда тех, кто по роду своей деятельности не производит экономических ценностей, только путем благотворительности невозможно. Здесь особая роль принадлежит государству. Именно государство должно взять на себя ответственность за справедливое распределение результатов труда, то есть за реализацию духовного измерения экономики.

Церковь призывает своих чад к законопослушанию, однако нельзя не признать, что сегодня добросовестное соблюдение всех законов, подзаконных актов и административных решений ставит предпринимателя на грань разорения. Церковь напоминает законодателям, что их долгом является создание такой системы законов, которые не налагали бы на людей «бремена неудобоносимые».

Необходимы механизмы, позволяющие совершенствовать государственную систему сбора и распределения средств. К числу таких механизмов относятся общественный контроль, прозрачность бюджета и многое другое. Вызовами нравственному чувству являются также такие негативные явления нашей жизни, как уклонение от уплаты налогов, вывоз капиталов за пределы России, особенно тех, что были получены от продажи природных ресурсов.

Революционеры во все времена считали, что для достижения всеобщего счастья достаточно отнять ценности у богатых и раздать их бедным. Однако история свидетельствует, что перераспределение ценностей насильственным способом никогда не приводит к созданию справедливого общества.

Что же делать сегодня? Снова, как это было уже не раз в российской истории, насильственно перераспределять собственность в надежде на достижение справедливости? Или путем разумной и справедливой бюджетной и налоговой политики, путем ответственного участия государства, работодателей и трудящихся изменить характер экономических отношений, обеспечивая рост производства и справедливое распределение результатов труда? Если вернуться к теме вывоза капитала, – десятки миллиардов долларов исчезают ежегодно за рубежом, а экономика продолжает функционировать. Что же будет, если эти миллиарды останутся в нашей стране? Приходится говорить не столько о принципиальных недостатках экономической системы, сколько о необходимости срочного создания механизмов возврата капитала, о воспитании честного отношения к налоговым обязательствам, о совершенствовании налогового законодательства. Возможно, этого будет достаточно для того, чтобы в рамках нынешней системы, без ее радикальных перемен, добиться становления эффективной и справедливой экономики.

Надо помнить, что с религиозной точки зрения единственным законным собственником всех земных благ является Бог — Творец мира, а мы лишь временно пользуемся ими. Не следует забывать, что, поскольку Бог дал нам эти блага, Он может их и забрать.

Экономика — зона повышенного этического и религиозного риска, ибо «не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Если человек главной целью своей жизни поставил получение материальных благ, он потерян для Царствия Божия. Богато обставленный дом, яхты, дорогие украшения и машины – все это лишь временно может приносить радость, и, если человеку чужды иные, высшие ценности, он замыкается в тесном мирке материальных интересов и лишает себя полноты жизни.

Но «Невозможное человеку возможно Богу» (Мф. 19:25). Да, действительно, только Бог может спасти и богатого, и бедного. Но богатый должен знать, что его путь ко спасению непременно предполагает разделение с неимущим избытков своего состояния.

Церковь не предлагает конкретных методик или пропорций перераспределения избыточных материальных ресурсов. Какую долю плодов своего труда оставлять себе, а сколько отдавать нуждающимся согражданам и направлять на общественно значимые программы, – дело совести каждого человека и вопрос общественного регулирования. Если общество сможет установить стандарты потребления, исходя из нравственных норм, станет неприличным выставлять напоказ свое богатство.

В создании основ справедливой экономики должны принять участие все институты гражданского общества, в том числе профсоюзы, различные объединения граждан, а также деятели науки и культуры и, конечно, религиозные организации.

Например, Клуб православных предпринимателей (КПП) в настоящее время разрабатывает долговременную «Стратегию преображения России». Работу ведут разные экспертные сообщества. Они её обсуждают, уточняют цифры, подходы, модели, схемы, язык и т.д. Президент Клуба, Генеральный директор Института экономических стратегий РАН, д.э.н., профессор Агеев А.И. говорит, что одним из главных проектов КПП является сегодня разрабатываемое «Руководство по социальной и духовной ответственности предпринимательской деятельности». Данное руководство будет охватывать ключевые сферы деятельности любой фирмы, касающиеся отношения к работникам, партнерам, экологии.

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Среда, 22 ноября 2017 г. (9 ноября ст.ст.)
Седмица 25-я по Пятидесятнице
Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X)
Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305)
Прп. Матроны (ок. 492)
Прп. Феоктисты (881)
День памяти святых:
Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Прп. Онисифора Печерского (1148).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина Черепанова, Димитрия Русинова, Нестора Панина, Феодора Чичканова, Константина Немешаева, Виктора Климова, Илии Рылько, Павла Ансимова пресвитеров, Иосифа Сченсновича диакона и прмч. Алексия Задворнова (1937).

Постный день.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: 2 Сол.2:1-12 Ев.: Лк.12:48-59
Псалтирь:
На утр.: - Пс.70-76; Пс.77-84; Пс.85-90 На веч.: - Пс.119-133