Опора на нравственные ценности

Опубликовано 15.07.2010

В журнале “Экономические стратегии” опубликовано выступление П.А. Шашкина – ответственного секретаря Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, генерального секретаря Клуба православных предпринимателей – на Всемирном саммите религиозных лидеров в Баку.

Уважаемые господа!

Русская Православная Церковь одна из первых инициировала публичную дискуссию о способах реформирования современной экономической системы с опорой на нравственные ценности мировых религий. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно затрагивал эту тему, было принято несколько программных документов, в том числе Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, одобренный Межрелигиозным советом России. Мне бы хотелось обозначить некоторые ключевые моменты, представляющие очевидный интерес для участников форума.

Лейтмотивом выступлений Его Святейшества является мысль о том, что успех модернизационной политики, особенно в условиях глобализации, возможен только в случае сохранения и преумножения духовного и культурного наследия народов, их национальных традиций, укрепления нравственных основ общественной жизни. Особое внимание необходимо уделять человеческому капиталу. Модернизация экономики, создание более справедливых форм хозяйствования и социальных отношений — это нравственный императив, без реализации которого дальнейшее стабильное развитие невозможно. Однако продуктивный менеджмент, рациональная организация жизни, технократический подход к решению проблем не гарантируют успешности реформ, достижения высокого качества человеческой жизни и укрепления социальных связей. Модернизация должна осуществ-ляться на основе фундаментальных нравственных ценностей с учетом традиций и менталитета народа. В противном случае ее идеи и цели не будут адекватно восприняты обществом.

Поэтому и проблема преодоления последствий мирового экономического кризиса не может рассматриваться нами вне контекста пересмотра системы ценностей, лежащих в основе современной глобальной экономической системы. Экспертный совет «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Кирилле дал свою оценку ситуации, сложившейся в мировой экономике, особо подчеркнув, что первопричина кризиса — в деградации нравственной мотивации хозяйствования, в утрате высшей цели экономики, заключающейся в построении гармоничного и справедливого общества. Вполне очевидно, что в основе любой человеческой деятельности лежат ценности, определяющие конечный результат того или иного процесса. Экономика не является исключением. Если рост материального благосостояния и погоня за наживой ставятся во главу угла, а накопление материальных благ становится не средством, а самоцелью, стабильное экономическое и социальное развитие общества исключено.

Доминанта личной заинтересованности в успешной хозяйственной деятельности не должна с христианской точки зрения нивелировать общественный интерес, общее благо, которому в конечном счете и служит хозяйственная деятельность как на национальном, так и на международном уровне. Иными словами, ни работодатель, ни работник, ни акционер не должны действовать в ущерб обществу и тем нравственным принципам и ценностным ориентирам, на которых зиждется общественный строй. В противном случае социальные связи распадаются, а корысть и эксплуатация становятся «нормой». Но если это все же происходит, то любые формы стяжания прибыли становятся «коммерчески оправданными» — от финансовых спекуляций до занижения и невыплаты заработной платы работнику или его необоснованного увольнения. Но так ли это выгодно в долгосрочной перспективе? Ведет ли подобное хозяйствование к экономическому процветанию и политической стабильности? Опыт последних десятилетий позволяет дать однозначный ответ: нет. По мнению нашего Экспертного совета, «слабость господствующей в мире экономической парадигмы — в ее отчужденности от нужд и чаяний обычного человека, от его устремлений и ценностей. Экономическая модель, основанная на примате интересов банковского капитала над реальным сектором, неизбежно ведет к несправедливости в распределении результатов человеческого труда — товаров, услуг, интеллектуальных достижений. Закономерным итогом такой политики становится монополизация рычагов управления экономикой кастой “избранных”, не считающих нужным заботиться о справедливой оценке труда, вложенного остальными членами общества».

Сегодня очевидно, что социальные диспропорции, разрыв в доходах между богатыми и бедными растут в геометрической прогрессии, и это не способствует мирному, гармоничному развитию. Данной проблеме были посвящены заявления, сделанные в связи с глобальным экономическим кризисом духовными лидерами основных конфессий, в том числе Святейшим Патриархом Кириллом. На это задолго до начала текущего кризиса указывали участники предыдущего Саммита религиозных лидеров в 2006 г.
Напомню, что в итоговом заявлении саммита, в частности, говорилось: «Международный экономический уклад, равно как и прочие сферы глобальной архитектуры, необходимо основывать на справедливости. Вся экономическая и деловая активность должна быть социально ответственной и зиждиться на нормах морали. Именно это делает ее по-настоящему эффективной, т.е. приносящей благо людям. Жизнь только ради прибыли и производственных достижений становится бедной и пустой. Зная это, мы призываем бизнес быть открытым и ответственным перед лицом гражданского общества, включая религиозные общины, как на национальном, так и на глобальном уровне. Концентрация большей части богатств мира в руках немногих на фоне крайней нищеты огромного числа людей, особенно детей, — это глобальная трагедия. Она определенно будет способствовать дальнейшей глобальной дестабилизации, угрожая миру на планете. Мы призываем все народы вернуться к жизни в умеренности, самоограничении и деятельной справедливости. Это обеспечит полное надежды будущее грядущих поколений и выбьет почву из-под ног террористов и экстремистов».

Неутешительный прогноз, к сожалению, оправдался. Удивительно, но то, о чем говорил будущий Патриарх Кирилл в 2007 г., в 2009 г. повторили такие авторитетные мировые лидеры, как Николя Саркози и Ангела Меркель. А именно: необходим новый тип капитализма — социальный, свободный от доминирования спекулятивного капитала и опирающийся на нравственные ценности. Для православных верующих эти ценности были обозначены в принятом в октябре 2008 г. Послании Предстоятелей Православных Церквей, выражающем официальную позицию всего православного мира. В нем, в частности, отмечается: «Пропасть между богатыми и бедными драматически разрастается вследствие экономического кризиса, который является результатом извращенной экономической деятельности, лишенной человеческого измерения и не служащей подлинным потребностям человечества, а также погони финансистов за наживой, часто приобретающей маниакальный характер. Жизнеспособна лишь такая экономика, которая сочетает эффективность со справедливостью и общественной солидарностью».
В практическом плане ценности справедливости, эффективности и общественной солидарности, по мнению нашего Патриаршего совета «Экономика и этика», должны выразиться в проведении такой экономической политики, которая как на международном, так и на национальном уровне преследовала бы цели:

  • возрождения трудовой этики, уважения к человеческому труду;
  • развития справедливой конкуренции и преодоления коррупции;
  • укрепления солидарности поколений и различных социальных групп, основанной на восстановлении принципа справедливости в экономических отношениях.

Общность нравственных ценностей и социальных задач, которые стоят сегодня перед основными мировыми религиями, позволяет надеяться на то, что эта политика может быть воплощена в жизнь.

Экономические стратегии, №6-2010

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Понедельник, 25 сентября 2017 г. (12 сентября ст.ст.)
Седмица 17-я по Пятидесятнице
Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы
Сщмч. Автонома, еп. Италийского (313)
День памяти святых:
Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (1395). Сщмч. Корнута, еп. Никомидийского (Иконийского) (ок. 249-259). Мч. Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Прп. Вассиана Тиксненского (1624). Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (1704). Сщмч. Феодора еп. Александрийского.
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмчч. Феодора Лебедева, Иоанна Прудентова, Николая Житова пресвитеров, мч. Алексия Ворошина (1937).

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: Еф.1:22-2:3 Ев.: Мк.10:46-52
Псалтирь:
На утр.: - Пс.24-31; Пс.32-36 На веч.: - Пс.37-45