Опора на нравственные ценности

Опубликовано 15.07.2010

В журнале “Экономические стратегии” опубликовано выступление П.А. Шашкина – ответственного секретаря Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, генерального секретаря Клуба православных предпринимателей – на Всемирном саммите религиозных лидеров в Баку.

Уважаемые господа!

Русская Православная Церковь одна из первых инициировала публичную дискуссию о способах реформирования современной экономической системы с опорой на нравственные ценности мировых религий. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно затрагивал эту тему, было принято несколько программных документов, в том числе Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, одобренный Межрелигиозным советом России. Мне бы хотелось обозначить некоторые ключевые моменты, представляющие очевидный интерес для участников форума.

Лейтмотивом выступлений Его Святейшества является мысль о том, что успех модернизационной политики, особенно в условиях глобализации, возможен только в случае сохранения и преумножения духовного и культурного наследия народов, их национальных традиций, укрепления нравственных основ общественной жизни. Особое внимание необходимо уделять человеческому капиталу. Модернизация экономики, создание более справедливых форм хозяйствования и социальных отношений — это нравственный императив, без реализации которого дальнейшее стабильное развитие невозможно. Однако продуктивный менеджмент, рациональная организация жизни, технократический подход к решению проблем не гарантируют успешности реформ, достижения высокого качества человеческой жизни и укрепления социальных связей. Модернизация должна осуществ-ляться на основе фундаментальных нравственных ценностей с учетом традиций и менталитета народа. В противном случае ее идеи и цели не будут адекватно восприняты обществом.

Поэтому и проблема преодоления последствий мирового экономического кризиса не может рассматриваться нами вне контекста пересмотра системы ценностей, лежащих в основе современной глобальной экономической системы. Экспертный совет «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Кирилле дал свою оценку ситуации, сложившейся в мировой экономике, особо подчеркнув, что первопричина кризиса — в деградации нравственной мотивации хозяйствования, в утрате высшей цели экономики, заключающейся в построении гармоничного и справедливого общества. Вполне очевидно, что в основе любой человеческой деятельности лежат ценности, определяющие конечный результат того или иного процесса. Экономика не является исключением. Если рост материального благосостояния и погоня за наживой ставятся во главу угла, а накопление материальных благ становится не средством, а самоцелью, стабильное экономическое и социальное развитие общества исключено.

Доминанта личной заинтересованности в успешной хозяйственной деятельности не должна с христианской точки зрения нивелировать общественный интерес, общее благо, которому в конечном счете и служит хозяйственная деятельность как на национальном, так и на международном уровне. Иными словами, ни работодатель, ни работник, ни акционер не должны действовать в ущерб обществу и тем нравственным принципам и ценностным ориентирам, на которых зиждется общественный строй. В противном случае социальные связи распадаются, а корысть и эксплуатация становятся «нормой». Но если это все же происходит, то любые формы стяжания прибыли становятся «коммерчески оправданными» — от финансовых спекуляций до занижения и невыплаты заработной платы работнику или его необоснованного увольнения. Но так ли это выгодно в долгосрочной перспективе? Ведет ли подобное хозяйствование к экономическому процветанию и политической стабильности? Опыт последних десятилетий позволяет дать однозначный ответ: нет. По мнению нашего Экспертного совета, «слабость господствующей в мире экономической парадигмы — в ее отчужденности от нужд и чаяний обычного человека, от его устремлений и ценностей. Экономическая модель, основанная на примате интересов банковского капитала над реальным сектором, неизбежно ведет к несправедливости в распределении результатов человеческого труда — товаров, услуг, интеллектуальных достижений. Закономерным итогом такой политики становится монополизация рычагов управления экономикой кастой “избранных”, не считающих нужным заботиться о справедливой оценке труда, вложенного остальными членами общества».

Сегодня очевидно, что социальные диспропорции, разрыв в доходах между богатыми и бедными растут в геометрической прогрессии, и это не способствует мирному, гармоничному развитию. Данной проблеме были посвящены заявления, сделанные в связи с глобальным экономическим кризисом духовными лидерами основных конфессий, в том числе Святейшим Патриархом Кириллом. На это задолго до начала текущего кризиса указывали участники предыдущего Саммита религиозных лидеров в 2006 г.
Напомню, что в итоговом заявлении саммита, в частности, говорилось: «Международный экономический уклад, равно как и прочие сферы глобальной архитектуры, необходимо основывать на справедливости. Вся экономическая и деловая активность должна быть социально ответственной и зиждиться на нормах морали. Именно это делает ее по-настоящему эффективной, т.е. приносящей благо людям. Жизнь только ради прибыли и производственных достижений становится бедной и пустой. Зная это, мы призываем бизнес быть открытым и ответственным перед лицом гражданского общества, включая религиозные общины, как на национальном, так и на глобальном уровне. Концентрация большей части богатств мира в руках немногих на фоне крайней нищеты огромного числа людей, особенно детей, — это глобальная трагедия. Она определенно будет способствовать дальнейшей глобальной дестабилизации, угрожая миру на планете. Мы призываем все народы вернуться к жизни в умеренности, самоограничении и деятельной справедливости. Это обеспечит полное надежды будущее грядущих поколений и выбьет почву из-под ног террористов и экстремистов».

Неутешительный прогноз, к сожалению, оправдался. Удивительно, но то, о чем говорил будущий Патриарх Кирилл в 2007 г., в 2009 г. повторили такие авторитетные мировые лидеры, как Николя Саркози и Ангела Меркель. А именно: необходим новый тип капитализма — социальный, свободный от доминирования спекулятивного капитала и опирающийся на нравственные ценности. Для православных верующих эти ценности были обозначены в принятом в октябре 2008 г. Послании Предстоятелей Православных Церквей, выражающем официальную позицию всего православного мира. В нем, в частности, отмечается: «Пропасть между богатыми и бедными драматически разрастается вследствие экономического кризиса, который является результатом извращенной экономической деятельности, лишенной человеческого измерения и не служащей подлинным потребностям человечества, а также погони финансистов за наживой, часто приобретающей маниакальный характер. Жизнеспособна лишь такая экономика, которая сочетает эффективность со справедливостью и общественной солидарностью».
В практическом плане ценности справедливости, эффективности и общественной солидарности, по мнению нашего Патриаршего совета «Экономика и этика», должны выразиться в проведении такой экономической политики, которая как на международном, так и на национальном уровне преследовала бы цели:

  • возрождения трудовой этики, уважения к человеческому труду;
  • развития справедливой конкуренции и преодоления коррупции;
  • укрепления солидарности поколений и различных социальных групп, основанной на восстановлении принципа справедливости в экономических отношениях.

Общность нравственных ценностей и социальных задач, которые стоят сегодня перед основными мировыми религиями, позволяет надеяться на то, что эта политика может быть воплощена в жизнь.

Экономические стратегии, №6-2010

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Среда, 28 июня 2017 г. (15 июня ст.ст.)
Седмица 4-я по Пятидесятнице
Свт. Ионы, митр. Московского, всея России чудотворца (1461)
Прор. Амоса (VIII до Р.Х.)
День памяти святых:
Мчч. Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Мч. Дулы Киликийского (ок. 305-313). Иеронима Блаженного,Стридонского (419-420). Августина Блаженного, еп. Иппонийского (430). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (X). Мч. Лазаря, блгв. кн. Сербского (1389). Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (ок. IX). Свт. Ефрема II, патриарха Сербского (после 1399). Обретение мощей прмчч. Григория и Кассиана Авнежских (1524). Прп. Дулы страстотерпца, Египетского (V).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмч. Амоса Иванова пресвитера (1919).

Петров (Апостольский) пост.
Браковенчание не совершается в продолжение Петрова (Апостольского) поста.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: Рим.11:2-12 Ев.: Мф.11:20-26
Псалтирь:
На утр.: - Пс.70-76; Пс.77-84 На веч.: - Пс.85-90