Выступление Павла Александровича Шашкина, ответственного секретаря Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, генерального секретаря Клуба православных предпринимателей на Всемирном саммите религиозных лидеров (Баку, 26-27 апреля 2010 года).

Уважаемые религиозные лидеры!

В течение последних лет Русская Православная Церковь была одной из первых, кто инициировал публичную дискуссию о способах реформирования современной экономической системы с опорой на нравственные ценности мировых религий. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно высказывался по данной теме, было принято несколько программных документов, в том числе Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, одобренный Межрелигиозным советом России, поэтому мне бы хотелось в своем выступлении обозначить только некоторые ключевые моменты, представляющие очевидный интерес для данного форума.

Лейтмотив выступлений Его Святейшества заключается в том, что успех модернизационной политики, особенно в условиях глобализации, возможен только при условии сохранения и преумножения духовного и культурного наследия народов, их национальных традиций, укрепления нравственных основ общественной жизни, уделения особого внимания  значению «человеческого капитала». Модернизация экономики, создание более справедливых форм хозяйствования и социальных отношений – это нравственный императив, без реализации которого дальнейшее стабильное развитие невозможно. Однако рациональный менеджмент, рациональная организация жизни, технократический подход к решению проблем совсем не означают успешность реформ, достижение высокого качества человеческой жизни и укрепление социальных связей. Модернизация  должна осуществляться на основе фундаментальных нравственных ценностей, с учетом традиций и менталитета народа, в противном случае, ее идеи и цели не будут адекватно восприняты обществом.

Поэтому и тема преодоления последствий мирового экономического кризиса не может нами рассматриваться вне контекста пересмотра системы ценностей, лежащих в основе современной глобальной экономической системы. Экспертный совет «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Кирилле дал свою оценку ситуации, сложившейся в мировой экономике, особо подчеркнув, что первопричина кризиса — в деградации нравственной мотивации хозяйствования, в утрате высшей цели экономики, заключающейся в построении гармоничного и справедливого общества. Вполне очевидно, что в основе любой человеческой деятельности лежат ценности, определяющие конечный результат того или иного процесса. Экономика не является исключением. Если рост материального благосостояния и погоня за наживой ставятся во главу угла, а накопление материальных благ становится не средством, а самоцелью, стабильное экономическое и социальное развитие общества исключено. Доминанта личной заинтересованности в успешной хозяйственной деятельности  не должна, с христианской точки зрения, нивелировать общественный интерес, «общее благо», которому, в конечном счете, и служит хозяйственная деятельность как на национальном, так и на международном уровне. Иными словами, ни работодатель, ни работник, ни акционер не должны действовать в ущерб обществу и тем нравственным принципам и ценностным ориентирам, на которых зиждится общественный строй. В противном случае социальные связи распадаются, а корысть и эксплуатация становятся «нормой». Но если это все же происходит, то любые формы стяжания прибыли становятся «коммерчески оправданными», от финансовых спекуляций до занижения и невыплат заработной платы работнику или его необоснованного увольнения. Но так ли это выгодно в долгосрочной перспективе? Ведет ли подобное хозяйствование к экономическому процветанию и политической стабильности? Опыт последних десятилетий показывает обратное. По мнению нашего Экспертного совета, «слабость господствующей в мире экономической парадигмы — в ее отчужденности от нужд и чаяний обычного человека, от его устремлений и ценностей. Экономическая модель, основанная на примате интересов банковского капитала над реальным сектором, неизбежно ведет к несправедливости в распределении результатов человеческого труда — товаров, услуг, интеллектуальных достижений. Закономерным итогом такой политики становится монополизация рычагов управления экономикой в руках касты «избранных», не считающих нужным заботиться о справедливой оценке вложенного труда остальных членов общества».

Сегодня очевидно, что социальные диспропорции, разрыв в доходах между богатыми и бедными растут в геометрической прогрессии, что не способствует мирному и гармоничному развитию. Именно этому были посвящены заявления в связи с глобальным экономическим кризисом основных духовных лидеров, в числе которых и Святейший Патриарх Кирилл. На эти же проблемы задолго до текущего кризиса указывали участники предыдущего Саммита религиозных лидеров в 2006 году, напомню, что в итоговом заявлении саммита, в частности, говорилось: «Международный экономический уклад, равно как и прочие сферы глобальной архитектуры, необходимо основывать на справедливости. Вся экономическая и деловая активность должна быть социально ответственной и зиждиться на нормах морали. Именно это делает ее по-настоящему эффективной, то есть приносящей благо людям. Жизнь только ради прибыли и производственных достижений становится бедной и пустой. Зная это, мы призываем бизнес быть открытым и ответственным перед лицом гражданского общества, включая религиозные общины, как на национальном, так и на глобальном уровне. Концентрация большей части богатств мира в руках немногих на фоне крайней нищеты огромного числа людей, особенно детей, – это глобальная трагедия. Она определенно продолжит мировую дестабилизацию, угрожая миру на планете. Мы призываем все народы вернуться к жизни в умеренности, самоограничении и деятельной справедливости. Это обеспечит полное надежды будущее грядущих поколений и выбьет почву из-под ног террористов и экстремистов».

Неутешительный прогноз, к сожалению, оправдался. Удивительно, но то, о чем говорил будущий Патриарх Кирилл в 2007 году, в 2009-м повторили такие авторитетные мировые лидеры как Николя Саркози и Ангела Меркель. А именно, необходим новый тип капитализма – социальный, свободный от доминирования спекулятивного капитала и опирающийся на нравственные ценности. Для православных верующих эти ценности были обозначены  в принятом в октябре 2008 года Послании Предстоятелей Православных Церквей, выражающем официальную позицию всего православного  мира. В нем, в частности, отмечается: «Пропасть между богатыми и бедными драматически разрастается вследствие экономического кризиса, который является результатом извращенной экономической деятельности, лишенной человеческого измерения и не служащей подлинным потребностям человечества, а также погони финансистов за наживой, часто приобретающей маниакальный характер. Жизнеспособна лишь такая экономика, которая сочетает эффективность со справедливостью и общественной солидарностью».

В практическом плане ценности справедливости, эффективности и общественной солидарности, по мнению нашего Патриаршего совета «Экономика и этика», должны выразиться в проведении такой экономической политики, которая как на международном, так и на национальном уровне преследовала бы цели:

– возрождения трудовой этики, уважения к человеческому труду;

– развития справедливой конкуренции и преодоление коррупции;

– укрепление солидарности поколений и различных социальных групп, основанной на восстановлении принципа справедливости в экономических отношениях.

Общность нравственных ценностей и социальных задач, которые стоят сегодня перед основными религиями в современном мире, позволяют надеяться на то, что эта политика сможет быть воплощена в жизнь.

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Вторник, 10 декабря 2019 г. (27 ноября ст.ст.)
Седмица 26-я по Пятидесятнице
Иконы Божией Матери, именуемой "Знамение"
Вмч. Иакова Персянина (421)
Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841)
Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170)
Прп. Палладия Александрийского (VI-VII)
Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192)
Соборы святых:
Собор новомучеников и исповедников Радонежских.
День памяти святых:
Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия Соколова, Бориса Ивановского, Феодора Дорофеева, Николая Андреева, Алексия Сперанского, Иоанна Глазкова, Сергия Аманова, Иоанна Хрусталева, Сергия Бредникова, Николая Покровского, Димитрия Беляева, Владимира Смирнова, Иоанна Смирнова пресвитеров, прмчч. Иоасафа Боева, Кронида Любимова, Николая Салтыкова, Ксенофонта Бондаренко, Алексия Гаврина, Аполлоса Федосеева, Серафима Крестьянинова, Никона Беляева и мч. Иоанна Емельянова (1937).
День почитания икон Божией Матери:
Икон Божией Матери "Знамение": Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Верхнетагильской (1753), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879).

Рождественский (Филиппов) пост.
Браковенчание не совершается в продолжение Рождественского (Филиппова) поста.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: 1 Тим.1:8-14 Ев.: Лк.19:45-48
Псалтирь:
На утр.: - Пс.46-54; Пс.55-63; Пс.64-69 На веч.: - Пс.119-133