Принято 27 июля 2009 г.

В Послании Президента страны Федеральному Собранию было отмечено, что наши ценности — справедливость, свобода, патриотизм — формируют наше представление о будущем.

Без преувеличения, ключевая роль в процессе созидания достойных условий жизни нашего народа отводится стратегии развития России на период до 2020 года. Впервые за последние пятнадцать лет государство и общество получили возможность предложить план модернизации страны, содержащий практические меры разрешения ключевых для будущего России проблем.

Главный элемент предложенных Президентом и Правительством преобразований — переход к инновационной модели развития экономики и социального хозяйства страны. Это колоссальный по масштабности и интенсивности общенациональный проект, направленный на ускоренное внедрение лучших образцов научно-технологической, конструкторской и организаторской мысли во все сферы народного хозяйства. Реализация этой стратегии — ключевое условие сохранения за Россией статуса промышленно развитой, обладающей передовыми знаниями мировой державы.

Принципиально важно отметить, что реализация Стратегии 2020 дает шанс существенно продвинуться в разрешении системных проблем современной России. Среди них:

— развитие основанной на принципах социальной справедливости и солидарности поколений конкурентоспособной экономики, ориентированной на удовлетворение потребностей большинства общества;

— возрождение мотивации к высокопроизводительному и качественному труду на основе принципов высокой нравственности и этического поведения;

— укрепление связанных с социальной ответственностью надежных гарантий достойной и безопасной жизни;

— сохранение и приумножение великого нравственного и гуманитарного наследия нашего Отечества, многовековых традиций российского общества.

В этом смысле Стратегия 2020 задает четкий ориентир идеологии общенационального развития, обеспечить реализацию которой под силу не отдельным корпорациям и социальным группам, а только всему обществу в целом. Эта идеология, несомненно, должна иметь прочный базис, основанный на традиционных для нашего общества ценностях, укорененных в культуре и ментальности нашего народа, в том числе в нравственных постулатах традиционных религий России, в первую очередь Православия.

Христианство видит высшее предназначение хозяйственной деятельности в построении такого общества, в котором человек имеет возможность реализовать свой профессиональный и духовный потенциал независимо от социального положения или политических взглядов. В этом главное отличие православной экономической этики от классических теорий капитализма и социализма.

С этой точки зрения, очевидно, что выстраивание государством приоритетов социально-экономической политики должно происходить не только на основе технократических методов принятия решений и выражаться не только в росте статистических показателей общественного благосостояния. Рост доходов и сиюминутная коммерческая выгода сами по себе не могут служить главной целью модернизации, а тем более — основным индикатором общественного благополучия. Важно увидеть перспективу и стратегические цели модернизации — сбережение народа, возрождение и развитие его творческого потенциала с опорой на духовное богатство российской культуры, на ее уникальные достижения.

Успешное движение вперед невозможно без опоры на традиционные духовные ценности российской цивилизации — идеал служения ближним и своему Отечеству, верность высшей правде и вечным нравственным нормам, заботу о духовном состоянии личности, уважение к производительному труду, творческую самореализацию человека, солидарность и преемственность поколений.

Слепое упование на то, что экономический рост станет панацеей от всего комплекса социальных проблем, порожденных современностью, стратегически бесперспективно. Опыт человечества показывает: ни одну серьезную проблему нельзя решить при помощи только экономических инструментов, оторванных от духовных основ человеческого бытия.

Реализация Стратегии 2020 требует учета этих основ. Христианская социальная мысль, основывающаяся на понимании человека как свободной, но ответственной перед Богом личности, видит в качестве основы общественной жизни не экономическую деятельность, но духовно-нравственные, идейно-мировоззренческие аспекты человеческого существования. Именно нравственный выбор граждан, идеи и ценности, которыми они руководствуются, определяют характер социально-экономической системы, судьбы будущих поколений. Чем большим ресурсом (властным, экономическим, культурным) обладает конкретный человек, тем сильнее его влияние на социальные процессы, тем больше его ответственность перед Богом и людьми.

Государство, Церковь, деловые круги, основные производители — люди труда, работники промышленности и сельского хозяйства, все общество в целом — должны максимально содействовать реализации положительного потенциала отечественной экономики. Но добиться позитивного результата возможно только объединившись вокруг базовых этических ценностей.

Очевидно, что решение названных в Стратегии 2020 задач потребует приложения сверхусилий со стороны государства и общества, мобилизации всех имеющихся в  распоряжении страны материальных и духовных ресурсов. В связи с этим роль нравственной мотивации в реализации Стратегии 2020 приобретает ключевое значение. Возрождение духовно-нравственных основ хозяйствования напрямую связано с формированием профессиональной культуры, трудовых и предпринимательских ценностей, что позволит повысить роль «человеческого капитала» как основного фактора экономического развития.

Руководство Российского государства неоднократно подчеркивало, что основная проблема сегодняшней российской экономики — ее крайняя неэффективность, нередко связанная с низкой производительностью труда. К сожалению, причины этого явления коренятся, помимо прочего, в размытости, а нередко и в искажении нравственной мотивации трудовой деятельности. Недопустима ситуация, когда во главу угла ставится примитивная погоня за деньгами любой ценой, нередко противозаконными способами, без учета последствий для благополучия страны и сограждан. Насаждаемые в нашем обществе коммерциализация ценностей, потребительская психология, размывание понятия справедливости в общественных отношениях — все это напрямую ведет к нивелированию общественности ценности труда и грозит обернуться плачевными последствиями для страны, деградацией ее производительных сил и социальной структуры.

В этой ситуации государству и обществу необходимо приложить максимум усилий для возрождения трудовой этики, уважения к человеческому труду. Это — первое и важнейшее условие перехода к инновационному сценарию развития. Радикальное повышение эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда, должно сопровождаться ответственной социальной политикой, направленной на поддержку всех граждан России, в первую очередь основных производителей — тружеников промышленности и сельского хозяйства, работников «некоммерческих» секторов экономики (оборона, медицина, образование, наука и культура), от состояния которых напрямую зависит духовное и материальное благополучие каждого. Следует также оказывать особую поддержку людям, не способным в силу старости или недугов обеспечить себе достойную жизнь.

Мировой финансово-экономический кризис еще раз показал, насколько нестабильна и уязвима экономика, строящаяся на спекулятивном капитале. Прочную основу экономического роста может заложить только эффективность реального сектора экономики, связь финансовых инструментов с плодами человеческого труда. Формирование мотивации к инновационному поведению и в целом к эффективному труду требует создания новых рабочих мест, в первую очередь в промышленности и в сельском хозяйстве, а не только в сферах торговли, обслуживания и добычи полезных ископаемых. Диверсификация производства, переход от сырьевой модели экономики к инновационной — это еще и нравственный императив, залог стабильного будущего и поступательного развития национального хозяйства. Нельзя себе представить успешной диверсификации без продуманной экономической политики, без перехода к стратегическому планированию с четким распределением зон ответственности. Данные меры эффективно дополнят и закрепят наши естественные преимущества: развитие базовых для страны секторов экономики, включая переработку природных ресурсов, использование энергетических и транспортных возможностей, потенциал аграрного сектора России.

Достижение поставленных целей требует также создания системы подготовки и отбора профессиональных кадров, способных честно и ответственно работать во благо общего дела. Реализация инновационного сценария развития позволит добиться кардинального повышения производительности труда лишь при условии создания дополнительной, мобилизующей мотивации к производительному и качественному труду. Это наиболее сложная и ответственная задача. И решать ее нужно уже сейчас. Необходимо определить ясный и разделяемый обществом критерий определения справедливой оплаты труда, позволяющей честному работнику жить достойно и обеспечить необходимые потребности своей семьи. В этом смысле рост занятости является важнейшим условием сохранения трудового уклада жизни и сбережения российского народа, его культуры и традиций.

Наряду со справедливой оценкой вложенного труда, не менее важным является и справедливое распределение произведенного национального дохода. Необходимо вернуться к пониманию того, что в индивидуальном успехе каждого человека всегда присутствует и общественная доля. Весьма опасно абсолютно неприемлемое различие в доходах между богатыми и бедными, сложившееся в нашей стране. Преодоление бедности, увеличение доли среднего класса в общей структуре населения до 60-70% остается ключевой задачей в реализации Стратегии 2020. Важной мерой в решении этой проблемы является внедрение таких стандартов общественного поведения, при которых наиболее богатые и успешные готовы добровольно разделять преимущества своего положения в обществе с малообеспеченными и социально незащищенными людьми.

Другое, не менее значимое условие перехода к инновационной экономике – это готовность разбудить творческую активность народа, создать для подавляющей части общества равные возможности для развития, в том числе в области предпринимательства. Главную роль в этом процессе призван сыграть малый и средний бизнес, прежде всего — в производственной сфере и в области научного творчества. Именно такому малому и среднему бизнесу государство должно создать условия для развития.

Наличие справедливой конкуренции – второе важнейшее условие инновационного прорыва. В Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании — документе, принятом Всемирным Русским Народным Собором и Межрелигиозным советом России, — подчеркивается: «Конкуренция — один из двигателей экономики. Монополизм равнозначен консервации и отсталости. Результаты добросовестной конкуренции служат интересам общества, она ставит его членов в равные условия, предоставляет им право выбора. Конкуренция является достойной и нравственно оправданной, если не разрушает деловые отношения». Честная конкуренция подразумевает выгоду для всего общества в целом и социальную ответственность за результаты экономической деятельности. Недобросовестная конкурентная борьба, допускающая использование внеэкономических преференций, диффамацию конкурентов, ложную рекламу и иные нравственно ущербные приемы, — наносит вред обществу и экономике. Построение справедливой рыночной экономической системы исключает формирование «рыночного общества», в котором все без исключения области человеческой жизни и социальных отношений оцениваются по критерию конкурентоспособности.

Сегодня на предпринимательство возложена огромная социальная миссия в реализации Стратегии 2020. Однако бездуховность, размытость нравственных критериев в социально-экономической деятельности мешают этому, проявляясь в том числе в коррупции и монополизации рынка. Вне всякого сомнения, малый и средний бизнес может взять на себя выполнение одной из социальных функций государства — обеспечение максимальной занятости населения. Но для этого должны быть уничтожены все имеющиеся барьеры чиновничьего произвола и реализованы меры полновесной государственной поддержки этого сегмента экономики. Исключительно или преимущественно технократические меры повышения интереса к труду и предпринимательству едва ли способны принести ожидаемый опережающий эффект. Дополнительные мобилизующие мотивации не могут быть созданы без учета особенностей укорененного в национальном характере понимания норм справедливости и нравственности. Монополизм аморален. С этической точки зрения собственник должен быть не фиктивным, а эффективным — организатором производства, хозяйственником, чего просто невозможно представить без здоровой рыночной конкуренции. Поэтому сейчас как никогда важно гарантировать ответственное управление государственными активами, обеспечить доступность кредитов малому и среднему бизнесу, создать возможность для участия работников в управлении предприятиями.

Без полноценной конкурентной среды, без массовой народной поддержки позитивному развитию экономики будет положен логичный предел. Для того, чтобы избежать подобного сценария, важно разбудить творческую инициативу народа, создав равные возможности для свободной реализации экономических инициатив граждан. Необходимо также совместными усилиями власти, предпринимателей и общества бороться за продвижение на рынке товаров и услуг отечественного производителя. Важно помнить, что нравственная экономика — это экономика национально ориентированная, раскрывающая весь духовный, интеллектуальный и производственный потенциал отечественных промышленников и предпринимателей, всего трудящегося народа, основанный на православной традиции взаимопомощи. Поэтому поддержка иностранного капитала на российском рынке должна быть обусловлена его обязательным участием в решении стратегически важных для страны задач не в ущерб отечественному производству и национальным традициям ведения хозяйства. Слепое копирование западных образцов управления экономикой не способно дать конечный позитивный результат в стране, где гонка за материальным подтверждением успешности никогда не была главенствующей целью жизни человека и общества.

Третье ключевое нравственное условие в реализации Стратегии 2020 — солидарность поколений и различных социальных групп в нашей стране, основанная на принципах социальной справедливости. Такая солидарность предполагает воспитание чувства нравственной гражданской ответственности, преодоление отчужденности человека труда от распределения его плодов, от власти и других сфер общественной жизни, в которых происходит формирование и развитие свободной и творческой личности. Здоровая культура солидарности является необходимым условием процветания свободного, социального и правового государства.

В принятом 11 октября 2008 года Послании Предстоятелей Православных Церквей, выражающем официальную позицию всего православного  мира, справедливо отмечается: «Пропасть между богатыми и бедными драматически разрастается вследствие экономического кризиса, который является результатом извращенной экономической деятельности, лишенной человеческого измерения и не служащей подлинным потребностям человечества, а также погони финансистов за наживой, часто приобретающей маниакальный характер. Жизнеспособна лишь такая экономика, которая сочетает эффективность со справедливостью и общественной солидарностью».

Солидарность и взаимопомощь — важнейшие христианские традиции, укорененные в российском обществе, которые всегда рассматривались в качестве необходимых условий его существования и развития. Крайне важно осознать, что превратно понимаемая нашими современниками «протестантская этика капитализма» не может служить заменой вековым православным традициям успешного ведения хозяйства, примером чего стали выдающиеся русские предприниматели начала прошлого столетия. Нельзя не вспомнить и о том, что центрами научных и технологических инноваций в течение многих веков были русские монастыри, где совершался подвижнический, бескорыстный труд, имеющий высшую мотивацию. Подобная деятельность монастырей достойна поддержки и сегодня.

Техническое перевооружение производства в рамках инновационной модели должно сочетаться с возрождением проверенных временем российских трудовых традиций, в том числе коллективизма, нисколько не наносящего ущерб частной инициативе. Менталитет работника, не радеющего о результатах своего труда, ориентированного исключительно на зарабатывание «денег ради денег», равно как и дельца-спекулянта должен уйти в прошлое. В противном случае «человеческий фактор» не позволит решить главную задачу Стратегии 2020 — достичь кардинального повышения эффективности и социальной ориентированности российской экономики.

Считаем принципиально важным в ходе широкой дискуссии о формах государственно-частного партнерства и путях развития народного хозяйства в целом разработать адекватные национальному менталитету практические меры и механизмы по усилению роли нравственной ценностной мотивации в реализации Стратегии 2020, с привлечением к этому процессу ведущих политических партий, профсоюзов, религиозных организаций, объединений предпринимателей. Рассчитываем, что наше заявление даст новый импульс формированию отвечающих реалиям времени духовно-ценностных основ отечественной экономики.

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Воскресенье, 20 августа 2017 г. (7 августа ст.ст.)
Неделя 11-я по Пятидесятнице
Попразднство Преображения Господня.
Прмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363)
Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832)
Соборы святых:
Собор Валаамских святых.
День памяти святых:
Прп. Антония Оптинского (1865). Мчч. Марина и Астерия (260). Прп. Ора Фиваидского (ок. 390). Прмц. Потамии чудотворицы (IV). Прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038). Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110). Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239). Прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV).
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмчч. Александра Хотовицкого, Петра Токарева, Михаила Плышевского, Иоанна Воронца, Димитрия Миловидова и Алексия Воробьева пресвитеров, Елисея Штольдера диакона и прмч. Афанасия Егорова (1937); сщмч. Василия Аменицкого пресвитера (1938).

Успенский пост.
Браковенчание не совершается в продолжение Успенского поста.

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На утр.: - Ин.21:15-25 На лит.: - Ап.: 1 Кор.9:2-12 Ев.: Мф.18:23-35
Псалтирь:
На утр.: - Пс.9-16; Пс.17-23