Современный экономический кризис носит не только глобальный, но и системный характер. Это — кризис ценностей, кризис мировоззрения. История однозначно подтверждает тот факт, что пути разрешения политических, экономических, гуманитарных проблем современного человечества следует искать не только в плоскости перераспределения материальных ресурсов или улучшения управленческих технологий, но и в духовной сфере.

Первопричина кризиса — в деградации нравственной мотивации хозяйствования, в утрате высшей цели экономики, заключающейся в построении гармоничного и справедливого общества, в котором человек имеет возможность реализовать свой профессиональный и духовный потенциал независимо от социального положения и политических взглядов.

Однако миллионы людей в нашем мире влачат нищенское существование, страдают от голода и социальной дискриминации, от последствий деградации окружающей среды. Во многом это обусловлено тем, что в доминирующей политической и экономической культуре ценность человека и народа нивелируется алчной погоней за материальным благополучием, комфортом и развлечениями. В числе очевидных последствий подобных экономических установок — дискриминационная социальная политика, неспособность международных финансовых организаций регулировать мировые экономические отношения, растущая безработица, возникновение вооруженных конфликтов, терроризм, антисоциальное поведение бизнеса, алкоголизм, наркомания, социальная апатия.

Глобальная финансовая система, имеющая в основании спекулятивный капитал, оказалась не в состоянии контролировать колоссальный оборот необеспеченной реальными товарами и услугами денежной массы. Финансовые спекуляции оказывают разрушительное воздействие на все сферы экономической деятельности, отвлекая ресурсы от долгосрочных инвестиций в производство и в социальную сферу. Доминирование американского доллара в международной финансовой системе обеспечивает США — за счет всех остальных стран мира — необеспеченный и неограниченный кредит, дает возможность контролировать большую часть мирового рынка, подрывая основополагающий принцип равных конкурентных возможностей для всех участников мировой экономической системы.

В связи с этим заявленный курс на придание рублю статуса региональной резервной валюты и превращение России в самостоятельный центр финансовой политики заслуживает безусловной поддержки как важнейшее средство сохранения национального суверенитета.

Кризис настойчиво диктует необходимость сформулировать позитивную альтернативу глобальному экономическому неравенству, порожденному, как многие убеждены, нынешним состоянием системы распределения материальных ресурсов. Экономическая деятельность – это инструмент, и как любой другой инструмент, она должна служить благу всего общества, но не определять его ценности и идеалы. Слабость господствующей в мире экономической парадигмы — в ее отчужденности от нужд и чаяний обычного человека, от его устремлений и ценностей. Экономическая модель, основанная на примате интересов банковского капитала над реальным сектором, неизбежно ведет к несправедливости в распределении результатов человеческого труда — товаров, услуг, интеллектуальных достижений. Закономерным итогом такой политики становится монополизация рычагов управления экономикой в руках касты «избранных», не считающих нужным заботиться о справедливой оценке вложенного труда остальных членов общества.

Речь, конечно, не идет об отрицании значимости финансовых инструментов в современной экономике и об осуждении банковской системы в принципе. Однако считаем важным подчеркнуть, что финансовая система остается производной от реального сектора экономики и должна служить интересам его развития. Морально неприемлемы те действия финансистов, которые влекут за собой отклонение от главной задачи банков — накопления и перераспределения денежных средств для более эффективного развития реального производства товаров и услуг. Сложившаяся ситуация, при которой финансовые структуры диктуют свою волю реальному сектору экономики — неприемлема. Необходимо восстановить непосредственную связь между функционированием финансовых рынков и развитием общества. Для этого методы прямого государственного контроля в финансовой сфере в целях достижения прозрачности ее деятельности для общества должны сочетаться с развитием новых форм финансовой кооперации, доступных для влияния большинства людей. Не менее актуально создание новых социально ответственных форм международного сотрудничества в финансовой сфере.

Не случайно во многих традиционных религиях отношение к взиманию банковского процента носит настороженный, а иногда и прямо негативный характер. Ростовщичество всегда рассматривалось как морально небезопасный род занятий. Финансово-кредитная деятельность становится нравственно сомнительной в случае, если она в бессовестной погоне за прибылью отклоняется от своего изначального призвания — сделать жизнь людей лучше, а экономику эффективней. Поэтому профессия финансиста в наше время требует не только серьезного общественного контроля, но еще более сильного нравственного самоконтроля. Не призывая к отказу от использования возможностей современных финансовых инструментов, а уж тем более к возврату к натуральным формам хозяйствования, мы полагаем необходимым трезво взвесить и оценить все достоинства и недостатки существующей в мире финансовой модели.

Важно максимально приблизить экономическую систему к потребностям рядового человека, создав возможности для его активного и творческого вовлечения в хозяйственную деятельность. Пока что господствующая в некоторых странах модель экономического роста не предполагает вложения значительных средств в модернизацию производства и в человеческий «капитал». Ее существование возможно лишь в условиях притока внешних инвестиций, завышения цен на выпускаемую продукцию и монополизации рынка. При этом число людей, способных реально влиять на экономические процессы и производить прибыль, крайне ограничено, что негативно сказывается на национальном хозяйстве. Между тем, подлинно эффективный рост экономики сопряжен с вовлечением большинства трудоспособного населения в производство товаров и услуг. Серьезный вред наносит доминирование в массовом сознании культа потребления, равно как и попытки оправдать паразитирование на чужом труде.

В сложившихся условиях особенно возрастает актуальность вопросов социальной ответственности, общественного контроля за деятельностью организаций и устойчивого развития. Важнейшим правилом работы организаций (как коммерческих, так и государственных) должно стать соблюдение общепринятых норм, традиций, стандартов, как закрепленных законодательно, так и являющихся нормами морали. Необходимо также обращать больше внимания на развитие практики экологического и социального управления, повышение прозрачности бизнеса и организацию постоянного диалога бизнеса и государства с обществом. Для этого следует всемерно поощрять практику публичного представления Корпоративных социальных отчетов в общемировых стандартах (GRI). С помощью инструмента социальной отчетности организации смогут внести существенный вклад в снижение напряженности и непонимания между обществом и бизнесом, поднять глобальную практику социальной ответственности на качественно новый уровень.

Для выхода из кризисной ситуации требуется, помимо прочего, принять целый комплекс мер, направленных на создание нравственной атмосферы в деловых взаимоотношениях, и сделать осмысленный выбор в пользу инвестирования в социально ответственные предприятия. Как показывает опыт, такого рода инвестиции всегда приносят доход, сопоставимый с обычными инвестициями или даже больший. Используя инструменты налоговой политики и кредитования, важно развивать институт малого и среднего предпринимательства, сделав доступным для рядового человека возможность начать собственное дело. Необходимо на государственном и общественном уровне способствовать развитию инструментов микрокредитования, поддержать деятельность сельскохозяйственных предприятий, особенно малых, обеспечив тем самым максимальную занятость работоспособного населения. Напротив, массовое сокращение рабочих мест со ссылкой на кризис без видимых попыток со стороны работодателя модернизировать производство, внедрить инновации, проявить инициативу в поиске возможностей для создания новых рабочих мест, — нравственно недопустимо и социально безответственно.

Одновременно назрела необходимость демократизации механизма принятия решений внутри международных финансовых организаций при неукоснительном соблюдении общепризнанных принципов международного права, в том числе принципа равноправия суверенных государств. Только при условии гармоничного сочетания концепции экономического роста и принципов социальной справедливости можно заложить основы стабильного развития мировой экономики. Новая стратегия глобального экономического развития должна быть основана на общих принципах международного права, в том числе на положениях Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Проблема борьбы с бедностью носит в данном контексте не только экономический, но и политический характер, поскольку крайней бедности всегда сопутствует фактическое ограничение прав человека. Поэтому новая стратегия мирового экономического развития должна непременно сочетаться с усилением влияния всех слоев населения на принятие решений, с нравственной ответственностью международных организаций, национальных правительств и бизнеса за проводимую ими экономическую политику. Одновременно необходимо самым решительным образом поставить барьер на пути теневых махинаций транснационального капитала, используя для этого весь имеющийся у государства набор мер экономического и внеэкономического характера.

Очевидно, что новая эпоха требует новых методов управления экономикой, сочетающих в себе эффективное государственное регулирование с поощрением частной инициативы и развитием человеческого потенциала. Однако без прочного ценностного базиса преобразование существующей социально-экономической модели не может быть продуктивным. Потенциально возможная новая модель мирового развития должна быть основана на принципах справедливости, эффективности и общественной солидарности. Народ, стремящийся воплотить эти принципы в своей хозяйственной деятельности, будет обладать несомненными конкурентными преимуществами в условиях кризиса. В этой ситуации Россия с ее многовековой культурой, основанной на ценностях соборности, самоограничения, умеренности, жертвенности и патриотизма, может и должна подать пример проведения взвешенного и ответственного курса на модернизацию своей экономики и социальной системы с опорой на традиционные идеалы народа.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/705099.html

Комментирование закрыто.



Православный календарь

Понедельник, 25 сентября 2017 г. (12 сентября ст.ст.)
Седмица 17-я по Пятидесятнице
Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы
Сщмч. Автонома, еп. Италийского (313)
День памяти святых:
Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (1395). Сщмч. Корнута, еп. Никомидийского (Иконийского) (ок. 249-259). Мч. Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Прп. Вассиана Тиксненского (1624). Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (1704). Сщмч. Феодора еп. Александрийского.
День памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской:
Сщмчч. Феодора Лебедева, Иоанна Прудентова, Николая Житова пресвитеров, мч. Алексия Ворошина (1937).

Чтения дня
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: Еф.1:22-2:3 Ев.: Мк.10:46-52
Псалтирь:
На утр.: - Пс.24-31; Пс.32-36 На веч.: - Пс.37-45